АНДРЕЙ БЕЛЫЙ, Бугаёв Борис Николаевич - Страница 6

«Мусагетом» выпущены книги Андрея Белого «Символизм» (М., 1910 г.) и «Арабески» (М., 1911 г.) с философско-эстетическими, критическими и стиховедческими статьями 1900 гг. Его статьи о символизме, о русских классиках и современных писателях составили книгу «Луг зелёный» (М., 1910 г.). Обоснованию философско-культурологического базиса символизма посвящены статьи Андрея Белого, печатавшиеся «Мусагетом» в 1912 г. в двухмесячнике «Труды и дни» (Андрей Белый вместе с Эмилием Карловичем Метнером редактировал издание). Эти книги и статьи объединены стремлением обосновать символизм как универсальную систему, охватывающую все аспекты мировой культуры и дающую ключ к осмыслению любых её конкретных модификаций. Стихотворения 1909–1911 гг., собранные в книге «Королевна и рыцари» (Петроград, 1919 г.), отразили перемену в мироощущении Андрея Белого от пессимизма и отчаяния к поиску нового пути жизни, к эпохе второй зари. Этому духовному перелому способствовало сближение с начинающей художницей Анной Алексеевной (Асей) Тургеневой (в 1910 г. она становится женой Андрея Белого, их гражданский брак был оформлен в Берне). Вместе с ней Андрей Белый совершил заграничное путешествие и паломничество в Святую землю (декабрь 1910 г. – апрель 1911 г.: Сицилия, Тунис, Египет, Палестина). Свои впечатления и размышления он изложил в двухтомных «Путевых заметках» (издан был только первый). 14 апреля 1911 г. Андрей Белый записал: «Вчера встречали Пасху в Иерусалиме, у Гроба Господня! Христос воскресе! Что за великолепный город Иерусалим! Как радостно в Иерусалиме; здесь нет никакой профанации. Страшное напряжение чувствуешь у Гроба Господня: арабы, армяне, абиссинцы, копты, католики, греки, мужички... вся эта пёстрая толпа радостно возбуждена. У Гроба Господня непрекращающийся Собор Церквей и этот Собор Церквей увенчан одним куполом». Осенью 1911 г. Андрей Белый приступил к работе над романом «Петербург» (опубликован в сборнике «Сирин». СПб., 1913–1914. Кн. 1–3; отдельное издание: Петроград, 1916 г.; сокращённая редакция: Берлин, 1922 г.), который стал бесспорным достижением русского символизма. Продолжая петербургскую тему, восходящую к Пушкину, Андрей Белый создал фантасмагорические образы героев, которые становятся жертвами исторического рока. Конфликт между сенатором Аблеуховым и его сыном Николаем, который подпал под влияние террористов, актуален. Н.А. Бердяев считал, что Андрей Белый развивает традиции Эрнста Теодора Амадея Гофмана, Николая Васильевича Гоголя и Фёдора Михайловича Достоевского, но в отличие от них погружает человека в космическую безмерность, отдаёт его на растерзание космическим вихрям. Таким образом ему удаётся художественно раскрыть особую метафизику русской бюрократии, эфемерное бытие, мозговую игру, в которой всё составлено из прямых линий, кубов, квадратов. Говоря о разрушении Андреем Белым цельных органических образов, Н.А. Бердяев проводил параллель с кубизмом Пабло Пикассо и подчёркивал, что это распыление обусловлено авторской историософской концепцией: «Медный Всадник раздавил в Петербурге человека» (Астральный роман // Кризис искусства. М., 1918 г.).

 



 
PR-CY.ru