АНДРЕЙ БЕЛЫЙ, Бугаёв Борис Николаевич - Страница 11

Последней крупной литературоведческой работой Андрея Белого стало исследование «Мастерство Гоголя» (М.; Л., 1934 г.), во многом предвосхитившее позднейшие подходы к анализу художественного текста и расцениваемое как один из высочайших взлётов гуманитарной науки в стране в первой половине XX в. Летние месяцы 1927–1929 гг. Андрей Белый провёл на Кавказе, в Грузии и Армении. Результатом этих поездок стали путевые очерки «Ветер с Кавказа», «Впечатления» (М., 1928 г.) и «Армения» (1928 г.; отдельное издание: Ереван, 1985 г.). В них Андрей Белый не только делится впечатлениями от природы и культуры увиденных им стран, но и впервые пытается сочувственно осмыслить и описать происходящие социальные преобразования. В стремлении найти общий язык с новой действительностью, приемлемые формы контакта с советской литературной средой соединялись искренний порыв и вынужденный компромисс, что сказалось и на мемуарной трилогии Андрея Белого «На рубеже двух столетий» (М., 1930 г.), «Начало века» (М.; Л., 1933 г.), «Между двух революций» (Л., 1934 г.). Автобиографические мотивы развиваются и в его романе «Москва», который был написан и напечатан в советской России. Здесь нарисованы картины московской жизни предреволюционных лет. Задача Андрея Белого – создание новой повествовательной прозы: ритмически и метрически организованной, изобилующей синтаксическими инверсиями, опытами словотворчества, сложными метафорическими построениями (А.В. Лавров). Способ мысли, оценки и самооценки персонажей ориентированы здесь на евангельский текст, суть романа – победа Христа в человеческой душе. Для сравнения оценка романа «Петербург» Разумником Васильевичем Ивановым-Разумником: в душах персонажей Андрея Белого побеждает Христос, побеждает после того, как страданиями преображается их душа; трагедией души очищены все они, ибо душевные страдания Христу сопричтение. В глубине души Андрей Белый остался христианином и, как блудный сын в евангельской притче, вернулся в отчий дом. В июле 1933 г., отдыхая в Коктебеле, он получил солнечный удар; вызванные им сильные головные боли привели к тяжёлой болезни и послужили причиной смерти. В некрологе, опубликованном в «Известиях» (9 января 1934 г.) за подписями Бориса Андреевича Пильняка, Бориса Леонидовича Пастернака и Григория Александровича Санникова, сообщалось: «...Умер от артериосклероза Андрей Белый, замечательнейший писатель нашего века, имя которого в истории станет рядом с именами классиков не только русских, но и мировых... Придя в русскую литературу младшим представителем школы символистов, Белый создал больше, чем всё старшее поколение этой школы... Он перерос свою школу, оказав решающее влияние на все последующие русские литературные течения». Урна с прахом поэта захоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.



 
PR-CY.ru