АНДРЕЙ БЕЛЫЙ, Бугаёв Борис Николаевич - Страница 3

В этих статьях Андрей Белый проповедует символизм как новую ступень культуры, осознанное религиозное творчество жизни – прообраз грядущего универсального теургического жизнетворчества, выходящего за пределы искусства и восходящего к вершинам самопознания. Такое самопознание для Андрея Белого было соединением с Христом, постижением подлинной жертвенности. Он рассматривал символизм как некий универсальный синтез духовных исканий христианского Запада и пантеистического Востока. Через поэзию и философию Владимира Соловьёва усвоил платоновскую идею «двоемирия»: видимый мир лишь отражение «подлинной» реальности («Только отблеск, только тени / От незримого очами...»). Всё сверхчувственное, неадекватное слову является несказанным, но его способен передать на сокровенном языке символ. Для Андрея Белого символ был универсальной категорией и художественным образом, знаком реальности и окном в трансцендентный мир. В его стихах («Во храме», июнь 1903 г.) зазвучало исповедание религиозной веры. Постепенно Андрей Белый входит в круг писателей-символистов, к которым у него противоречивое отношение: принимая поиск новаторской стилистики, он отвергает декадентское, нерелигиозное мировоззрение. Осенью 1903 г. Андрей Белый становится вдохновителем «Аргонавтов» – религиозно-мифотворческого кружка друзей-мечтателей (С. Соловьёв, Эллис (Лев Львович Кобылинский), А.С. Петровский, В.В. Владимиров, М.И. Сизов и др.), для которых искание золотого руна уподоблялось стремлению к солнцу: «Солнце – вечное окно / В золотую ослепительность» («Солнце»). В смерти они видели залог воскресения, уплывание (успение) за черту горизонта к аргонавтическому Солнцу. «Аргонавты» чаяли откровения Жены, Облечённой в Солнце, – Вечной Женственности, Софии, Премудрости Божьей; устремляя взоры к Небесному Иерусалиму, они ощущали рубеж XIX–XX вв. как залог духовного обновления для всего человечества. Андрей Белый писал в стихотворении «Забота» (1903 г., из сборника «Золото в лазури»): «Опять с несказанным волненьем / Я ждал появленья Христа. / Всю жизнь меня жгла нетерпеньем / Старинная эта мечта». В январе 1904 г. происходит встреча Андрея Белого с А.А. Блоком («дороги их скрещивались и снова расходились... дружба-вражда в главном определила собой их жизнь – и личную, и литературную»). Андрей Белый переживает увлечение Любовью Дмитриевной Менделеевой-Блок, в которой увидел отблеск Вечной Женственности. Крушение юношеских идеалов и надежд на мистериальную любовь (ещё раньше и к Нине Ивановне Петровской) как духовный союз посвящённых привело к переоценке ценностей. Остаётся лишь глубокая религиозная вера, укоренённая в душе. В 1904 г. Андрей Белый вместе с матерью совершает паломничество в Саров и Дивеево, к мощам Серафима Саровского (спустя год после его прославления). В сентябре 1904 г. Андрей Белый поступил на историко-филологический факультет Московского университета (через два года прекратил обучение), участвовал в семинарах религиозного философа профессора Сергея Николаевича Трубецкого (по Платону) и философа-идеалиста профессора Льва Михайловича Лапатина (по «Монадологии» Готфрида Вильгельма Лейбница).

 



 
PR-CY.ru