АНГЕЛОЛОГИЯ - Страница 11

Примеры из гимнографии праздников христологического цикла: стихира по 50-м псалме утрени Рождества Христова, седален по первом стихословии утрени Сретения Господня, тропарь седьмой песни канона утрени Богоявления, стихира на «Господи воззвах» вечерни Преображения Господня, кондак Входа Господня в Иерусалим, стихира на стиховне Великой пятницы, воскресная стихира на стиховне шестого гласа, стихира на хвалитех утрени Вознесения Господня. Согласно христианску учению, в конце мира ангелы будут сопровождать Христа в Его Втором пришествии (тропарь первой песни канона восьмой Недели о Страшном Суде). Ангелы воспевают Пресвятую Богородицу (ирмос девятой песни трипеснца Великой пятницы) и участвуют в событиях Её жизни (тропарь первой песни канона утрени Рождества Пресвятой Богородицы, припев на девятой песни канона утрени Введения Пресвятой Богородицы во храм, стихира на «Господи воззвах» вечерни Успения Пресвятой Богородицы). Большинство гимнографических текстов праздника Благовещения Пресвятой Богородицы посвящены молитвенному созерцанию события сообщения архангелом Гавриилом благой вести о рождении Спасителя: стихира на «Господи воззвах» и его обращения к Приснодеве Марии – это обращение является первым словом всех хайретизмов (от греч. – радуйся) акафиста ко Пресвятой Богородице (первый икос и большинства других акафистов). Канон утрени праздника Благовещения написан в форме диалога архангела Гавриила и Пресвятой Богородицы. С событием Благовещения связаны тексты некоторых богородичнов (в том числе догматиков). Ангелы принимают непосредственное участие в богослужении (стихира на литии вечерни Воздвижения Креста Господня); молятся за людей Богу (седален по втором стихословии 8 ноября); к ангелам обращаются с просьбой о заступничестве перед Господом (стихира на «Господи воззвах» малой вечерни 8 ноября; первое прошение литии; припев на великом повечерии) и проч. Ангельским образом называется монашество. Это сопоставление пронизывает все последования постригов, поэтому преподобные в богослужебной поэзии метафорически сопоставляются с ангелами (тропарь восьмой песни канона утрени Общей службы преподобному). Ангелам уподобляются и священнослужители («Служащие Господу земные иереи подобны мысленным служительным чинам бесплотных и вышних сил»). Люди, достигшие святости, получали дар видения ангелов (стихира на стиховне службы преподобного Серафима Саровского). Чрезвычайно широко употребляются в богослужении песни, воспетые ангелами Богу («ангельские песни»; Ис. 6:3 и Лк. 2:14).

 



 
PR-CY.ru