АНГЕЛОЛОГИЯ - Страница 12

Первая («трисвятая песнь») употребляется или непосредственно (в анафорах большинства литургий, в гимне «Тебе, Бога, хвалим», в троичных песнях утрени и полунощницы), или в форме трисвятого (которое читается или поётся во время почти всех служб православной церкви; вторая песнь служит начальным стихом утрени и литургии, входит в состав утреннего славословия). Обе песни часто цитируются в гимнографических текстах. В раннехристианском искусстве известно несколько типов иконографии ангелов, восходящих к античным образам крылатых гениев, эротов, Ники. Одно из самых ранних изображений ангела представлено в сцене Благовещения в катакомбах Присциллы в Риме, середины III в. – юноша в белой тунике и паллиуме, бескрылый. В IV в. подобный тип ангела, изображаемого без крыльев, довольно устойчив и встречается в росписях катакомб на библейские сюжеты: «Явление трёх Ангелов Аврааму», «Явление ангела Валааму» и «Видение лествицы Иакову» в катакомбах на Виа Латина в Риме, середина IV в.; «Товия и Ангел» в катакомбах на Виньо Массимо, середины IV в.; также в сцене небесной Трапезы в гробнице Винсента и Вибии на Виа Аппия в Риме, начало IV в., и на саркофаге в церкви Сан-Себастьяно в Риме, IV в. (на последнем ангел – средовек с бородой). Крылатый ангел (символ евангелиста Матфея) впервые был изображён на мозаике конхи апсиды в базилике Санта-Пуденциана в Риме, конец IV в. Оба типа ангелов (крылатые и без крыльев) представлены в церкви Санта-Мария Маджоре в Риме, 432–440 гг. (в композиции на триумфальной арке – крылатые, в нефе в сцене «Гостеприимство Авраама» – бескрылые) и церкви Сан-Витале в Равенне, около 547 г. (на триумфальной арке ангелы, несущие в медальоне крест, – крылатые, в пресвитерии в сцене «Гостеприимство Авраама»  – бескрылые). С V в. ангелы изображаются, как правило, крылатыми, с нимбами, в белых туниках с клавами и белых паллиумах, в лёгких римских сандалиях. Они представлены по сторонам Богоматери с Младенцем (мозаика церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, до 526 г.) поддерживающими мандорлу (Евангелие Раввулы, 586 г.) или медальон с изображением Иисуса Христа – императорский диптих (Барберини), конца V – начала VI в. (Лувр. Париж), креста – диптих св. Лупицина, VI в. (Национальная библиотека. Париж), агнца (мозаика свода купола церкви Сан-Витале в Равенне), медальон с монограммой имени Иисуса Христа (саркофаг, около 400 г; Археологический музей, Стамбул). Как архистратиги небесного воинства ангелы могут изображаться в воинских одеждах – в хитоне и плаще с тавлионом (мозаика триумфальной арки церкви Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, VI в.). С VII в. известны изображения ангелов в лоратных одеяниях (в далматике и лоре), в расшитых золотом и камнями сапожках, с лабарумом в руке (церковь Успения Богородицы в Никее, VII в.).

 



 
PR-CY.ru