АВГУСТИН Аврелий, Августин Блаженный - Страница 11

Метафизика Августина и его доктрина о Боге как абсолютном бытии следуют неоплатоническим образцам, но Августин предпринимает попытку заново продумать старые идеи, отправляясь от самоочевидности человеческого сознания как такового (предвосхищение основной концепции Декарта). Его идеи оказали огромное влияние на формирование христианского богословского канона, его авторитет в вопросах теологии и философии был тотальным – вплоть до создания и доминирования в католицизме томистической парадигмы. Столь же значимую роль сыграли они и в эволюции европейской философии. Многие его идеи были настолько плодотворными, что сохраняли свое воздействие вплоть до эпохи Просвещения. Поэтому Августина с полным правом считают одним из основоположников средневекового религиозного мышления. Он может быть оценен как один из основоположников теологии, в частности, 15 книг его трактата «О Троице» представляют собой согласованное и систематическое изложение многочисленных текстов Священного Писания, на базе которых был создан Никейский символ веры. Но центральное место в его мировоззрении все же занимал образ единого Бога, Творца всей Вселенной, стоящего вне мира и выше мира. Вся жизнь мира поглощается волей Божества. В трактате «О Троице» Августин писал, что воля Божья есть первая и высшая причина всех телесных пород и движений. Затаенная сила Бога проникает всюду и сообщает бытие всему, что имеет его в себе и в той мере, в какой оно у него есть (так, например, земля плодоносит настолько, насколько она плодоносна). Бог разлит во всем как творческая сущность, управляющая миром и поддерживающая его существование. Присутствие Бога в мире осуществляется через Его Провидение, так что ничего не происходит случайно, но все движется к заранее установленной цели. Проявление Провидения двоякое: физическое и волевое. Первое связано с жизнью как таковой (посредством него происходит рост растений и животных и существует как биологический вид человек), т.е. это собственно жизнь природы. Второе проявляется в осмысленном и разумном действии существ, обладающих свободой воли – через подчиненные Богу ангельские и человеческие воли. Притом если влияние Бога на природу есть влияние полное и непосредственное, то волевое влияние, скорее, опосредованное. Хотя люди являются действующими лицами истории, они часто не в состоянии познать божественный замысел. Для Бога нет будущего, на которое Он взирает вперед; нет настоящего, которое Он наблюдает непосредственно; и нет прошлого, на которое Он смотрит назад. Но для человека исторический процесс происходит во времени, причем имеет начало и конец. Всю человеческую историю Августин делил на шесть периодов, которые сравнивал с шестью периодами жизни человека. При всей условности этого сопоставления, в нем есть очень глубокая идея о том, что весь исторический процесс есть как бы воспитание человечества Богом, Который постепенно подготавливает его к восприятию истины. Этим, в частности, Августин объясняет, почему Христос не явился человеку сразу после грехопадения, а много позже – люди были просто не готовы воспринять божественное учение. Потребовалось долгое и кропотливое воспитание через законы Моисея, через пророков, через различные наказания и невзгоды, прежде чем была подготовлена благодатная почва для Евангелия.

 



 
PR-CY.ru