Словарь по христианству А АВГУСТИН Аврелий, Августин Блаженный

АВГУСТИН Аврелий, Августин Блаженный

АВГУСТИН Аврелий, Августин Блаженный (354–430 гг.) – христианский теолог и философ, один из величайших отцов древней церкви христианского Запада, признанный в католицизме святым, а в православии – блаженным. Он имел в себе едва ли не все признаки носителя средневековой культуры, кроме средневековой ограниченности. Обладая гениальным своеобразием бесконечно богатой внутренними дарами индивидуальности, всеобъемлющим содержанием учения, необычайной энергией творчества и деятельности, Августин оказал влияние на все дальнейшее развитие христианского просвещения. Сила его воздействия обнаруживается и в средневековом католичестве, и в протестантизме, а также в свободных (еретических и вневероисповедных) направлениях религиозной мысли в давнем прошлом и в Новое время. Он был вдохновителем многочисленных и разнообразных идей и течений в области богословия и философии, научной методологии, этических взглядов и благочестивых чувствований, церковного устройства и мирской дисциплины, в жизни общества и личности на протяжении веков. В нем органично сочетались теоретическое и практическое начала, мысль и воля, познание и осуществление. Своей психической фигурой Августин являет дуалистическое сочетание в одной личности противоположных начал: с одной стороны – горячего ощущения радости жизни и сильных порывов мирских страстей, с другой – высшего напряжения спиритуализма, отречения от себя и от мира; непосредственности в переживании – и глубины самоанализа, пристрастия к рефлексии; бурных стремлений и жажды покоя. В нем параллельно текут с могучей силой и процесс мысли (теоретическое начало), познания и его осуществления. Оба потока долго соперничали в его душе за преобладание, пока победа не стала склоняться в сторону второго, не успев, однако, привести к объединенному результату. Поэтому при рассмотрении идей Августина удобнее проследить их перемены, чем производить систематический обзор в одной плоскости, т.е. констатировать конечный результат. Кроме того, невозможно в небольшой словарной статье дать полную характеристику сложной духовной природы знаменитого мыслителя, одного из плодовитейших писателей мировой литературы (93 труда в 232 книгах), воодушевленного бойца за правоверие. Поэтому есть смысл ограничиться определением лишь основных стихий его духа. Августин, будучи крупным теоретиком, не был, однако, замкнутым в себе созерцателем. Его постоянно терзал ответ на вопрос «Как жить?» Для достижения этой реальной цели его дух бился над открытием идеальной тайны – где истина? Догматическая спекуляция подчинялась при этом этическому императиву. Искание правды (veritas) служило у Августина нахождению счастья (vita beata – блаженство). Из сложности (субъективности) этой задачи вытекала неоднозначность сменявших друг друга различных ответов, происходило столкновение контрастов в религиозных доктринах и нравственных настроениях. Такая непримиримость противоречий создает трудности при изучении жизни и творчества Августина, не позволяет добиться законченных выводов и точных оценок, но это не ослабляет обаяния его личности. Глубина, с которой захвачен дух автора вечными, великими загадками бытия, драматическая сила борьбы с внутренними сомнениями и внешними соблазнами, трогательная проникновенность лиризма, и рядом пламенность любви и ненависти, живое чувство природы и тонкое знание человеческого сердца, разносторонность потребностей, художественность концепций и яркость изобразительного языка, – все это привлекает к образу Августина идеалистов всех веков как к драгоценному истолкователю высших истин, учителю и пророку. Или просто как к близкому другу, либо сотруднику и соратнику в великой страде человечества против мрака и зла.

 



 
PR-CY.ru