АВГУСТИН Аврелий, Августин Блаженный - Страница 10

Формула отношения человеческой воли к благодати ярко выражена в знаменитой молитве Августина: «Дай нам то, что Ты повелеваешь, и повелевай нам то, что Ты хочешь». Таков конечный догмат Августина о спасении. Корни этого учения в паулинизме; к нему подходили Тертуллиан и Киприан. Но никто до Августина не развил идеи в такой безжалостной последовательности, так, что в ней тонули другие догматы, рушилась как бессильная, теряла ценность всякая работа человеческой личности, всякая организация человеческого общества. Свобода не примирена с благодатью во Христе, и в этом истинная природа христианского идеала: образ мирского закона незаметно подавляет образ Бога любви. К концу жизни Августина достигла высочайшего напряжения и широчайшего размаха борьба против сохранившейся силы язычества. Образность, какую он получил от языческой школы, вручала ему знания (философскую эрудицию) и умения (диалектическое искусство); они подчинялись новому религиозному идеалу. Общий натиск на язычество был осуществлен им в знаменитом труде «О Граде Божием». Появление его было вызвано тем, что язычники обвинили христиан в разгроме Рима готами Алариха (писалось между 412 и 426 гг.). Вечный город будто бы пал вследствие отступничества его граждан от веры отцов. Августин ответил на эти нападки и на такое толкование монументальным опровержением всей концепции древних о мире и государстве, построив твердыню «Града Божия» – первый грандиозный опыт универсальной теории о человечестве и его судьбах как единого, Богом управляемого целого. Внутренняя необходимость обоснования теории «Града Божия» вытекала из потребности автора дать объединительный ответ на вопрос о смысле мира и целях человечества. Возникновение Града Божия и градов земных Августин связывает с космическим процессом происхождения зла. Отпавшие от Бога ангелы дали начало царству зла, но Бог противопоставил этому временному злу вечный акт своего блага: растянул на землю великий план своего святого Царства, который и есть основной мотив всемирной истории. Развитие Града Божия на земле совершается в параллельном существовании и борьбе двух царств – злого и доброго – через всю историю человечества. Августин дал католичеству в основе все, что ему было нужно для дальнейшего самостоятельного развития догматики, этики, церковного строя и права, дисциплины. Но в нем остались живыми и более свободные от «вероисповедной» доктрины «общехристианские» идеи, чувства и чаяния. Замкнув, как часто говорят, древность, и открывая новый ряд веков самостоятельного христианского будущего, Августин не отбросил прошлого, принося его в жертву будущему. Он действовал на потомство не только как христианин-богослов, но и как философ-платоник, как художник, поэт, как устроитель классической школы для христианского общества, как вождь познания, истолкователь души. В частности, философская часть наследия Августина включает в себя как дохристианские, так и христианские произведения. Наиболее значительными являются «Исповедь», «О Троице» и «О Граде Божием». Его сила как мыслителя – не во внешней стройности и непротиворечивости (как у завершителя средневекового мировоззрения – Фомы Аквинского), но в редкостной глубине продумывания отдельных вопросов, сочетаемой с богатством проблематики. Его духовный мир совмещает в себе резкие контрасты: высокую умственную восприимчивость – и устремленность к авторитетной догме, острое индивидуалистическое самосознание – и сверхличную мистику церковности.

 



 
PR-CY.ru