АВГУСТИН Аврелий, Августин Блаженный - Страница 13

От констатации темных «бездн» души Августин умозаключает о необходимости благодати, которая выводит личность из порочного тождества себе и тем самым «спасает». Другой проблеме – мистическому осмыслению истории – посвящен трактат «О Граде Божием», написанный под впечатлением от разгрома Рима готами в 410 г. Исторический процесс в целом подвергнут расчленяющей периодизации, оказавшей самое широкое воздействие на средневековую историографию. Августин усматривает два противоположные по своей сути вида человеческой общности – два «града» (в античном значении слова, т.е. два «государства», две «общины»): «град земной», т.е. мир гражданской цивилизации, основанный «на любви к себе, доведенной до презрения к Богу», и «Град Божий», т.е. духовную общность братьев по вере, основанную «на любви к Богу, доведенной до презрения к себе». «Град Божий» не вполне тождествен эмпирической церкви, хотя неразрывно с ней связан, и вовсе не тождествен идеалу политической теократии, в духе которого, однако, концепцию Августина понимало все Средневековье, хотя Августин подчеркивал «странничество» своего «Града Божия», его неприспособляемость к политической реальности. В трактате «О Граде Божием» найдены меткие и выразительные слова для критики позднеантичной цивилизации, жестоких и похотливых зрелищ, бездумного настроения римлян, некогда с ликованием завоевывавших чужие города и жалующихся, когда взяли и разграбили их собственный город. Наконец, «братоубийственного» духа империи как таковой, ибо первый во времени город основал, как напоминает Августин, братоубийца Каин, а первый по значению город, т.е. Рим, – братоубийца Ромул. Однако всякое насилие – от насилия над ребенком в школе, описанного в «Исповеди», до государственного насилия – для Августина есть неизбежное следствие греховной испорченности человеческой природы и потому достойно осуждения, но, с его точки зрения, неизбежно. Августин оценивается западно-христианской культурой как основоположник системной философии истории. Его работы сыграли существенную роль в оформлении христианского понимания предопределения и создания христианского провиденциализма. В соответствии с этим, моральное учение Августина основано на евангельской презумпции милосердной любви, осмысленной им в качестве высшей формы развития чувственной сферы человека, единственно способной придать подлинный смысл всем выразительным средствам языка и мышления. Фигура Августина является культовой (в сугубо светском смысле этого слова) не только для христианской традиции европейской культуры. Его сочинения оказали влияние на формирование глубинных оснований культурной традиции всего западного образца. Так, именно «Исповедь», реконструирующая его духовный путь от язычества к христианству, не только заложила в европейской культуре основы такого жанра, как жанр духовной биографии (а также автобиографии как таковой), но и задала формы утонченного интеллектуального самоанализа, ставшие для европейского менталитета фундаментальными и смыслообразующими. Учение Августина о религии во многом повлияло не только на становление и развитие католической, протестантской и православной мысли, но и на воззрения светских исследователей религии.



 
PR-CY.ru