РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра государственно-конфессиональных отношений

На правах рукописи

КОЛОДИН Александр Васильевич

Религиоведческое и религиозное образование: сущность, специфика, проблемы реализации в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации

Специальность 09.00.13 – религиоведение, философская антропология, философия культуры

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель –
д. филос. наук, проф. Овсиенко Ф. Г.

Москва 2007

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава I. Философско-методологические проблемы религиозного и религиоведческого образования

§ 1. Знания о религии как отрасль гуманитарного знания

§ 2. Сущность и специфика религиоведческого и религиозного образования: линии разграничения

Глава II. Проблемы преподавания знаний о религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации

§ 1. Правовые основы преподавания знаний о религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации

§ 2. Практика преподавания знаний о религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации

Глава III. Мировой опыт преподавания знаний о религии и возможность его использования в условиях Российской Федерации

Заключение

Список литературы


§ 2. Сущность и специфика религиоведческого и религиозного образования: линии разграничения

Сегодня объективно существуют разные виды образования: религиозное и религиоведческое. Между ними есть сходство. Оно заключается, прежде всего, в том, что есть общий объект изучения – религия, проявление в жизни ее свойств, наложивших отпечаток на исторические события, традиции народа, обряды и обычаи. Религиозное сознание нашло отражение в явлениях культуры, о которых невозможно судить без определенной суммы знаний о религии, если учесть, что в них нашли отражение религиозные представления их авторов. Но методологически верным подходом в изучении религии как культурно-исторического феномена остается все-таки признание того факта, что религия опирается на веру в сверхъестественное, а светское религиоведение это «сверхъестественное» изучает доступными ей методами и средствами.

Отсюда и основное различие между религиозным и светским религиоведческим образованием. Для религиозного образования знания играют вспомогательную роль, в его основе лежит, прежде всего, воспитание при помощи культовых действий и создания определенного образа жизни. Приобщение к вере предполагает охват всех сторон жизни человека, его чувств и разума, воли и сознания. Религиоведение как одна из форм гуманитарного образования делает религию предметом научного исследования наряду с другими сферами жизни общества – политикой, правом, экономикой и т.д. Религия здесь рассматривается как составная часть культуры в ее связи и взаимодействии с другими областями жизни и деятельности человека. Во многом из того, что происходило в прошлом и происходит в наши дни, невозможно до конца разобраться, не учитывая влияния религии и не располагая для этого соответствующими знаниями о ней, получаемыми с помощью применения научных методов ее изучения. Дать эти знания – дело школы, и в этом деле ее никто не заменит. Без этих знаний образование оказывается урезанным, неполным.

Религиоведческое образование в России опирается на традицию и богатое наследие в области истории религии, в том числе и церковной истории, религиозной философии, этнографии и культурологии. Оно привлекает к себе не только научный, но и более широкий общественный интерес, имеющий в виду запросы образования, культурной политики, развития демократических начал жизни. Преподавание религиоведения в школе, если его оценивать под этим углом зрения, может способствовать утверждению в российском обществе нравственных ценностей, признанию прав человека, толерантности не только как правовой нормы, но и этической добродетели. В этом смысле преподавание религиоведения в школе – не только одна из актуальных задач, но и проба на гражданскую зрелость и состоятельность общества, власти и религиозных организаций.

Религиозное образование должно осуществляться в негосударственных учебных заведениях. Преподавание предмета «Основы православной культуры» в государственной школе в качестве обязательного предмета нарушает принцип светскости образования, т.к. его сегодня преподают либо учителя, прошедшие православные катехизаторские курсы, либо священнослужители. Однако все еще не является очевидным, что для решения проблем полного и многогранного информирования населения России о мировых религиях именно религиоведческое образование является наиболее оптимальным, не ущемляющим права граждан на свободу совести, направленным на формирование толерантности в обществе.

Неустранимых препятствий к тому, чтобы общество, государство и конфессии, религиозные объединения могли найти общий язык в вопросах образования, нет. Конечно, сотрудничество такого рода предполагает определенные компромиссы со стороны его участников. В чем-то эти интересы не совпадают, а в чем-то являются общими. Это – интеграция общества с учетом его многоконфессиональности, проблема общественного согласия и толерантности, компетентности общества и власти в оценке религиозного фактора.

Усилившаяся вестернизация российского образования может привести к его разрушению, что вызывает у многих естественное отторжение зарубежного опыта. Отсюда попытки (чаще практические, нежели философско-методологические) создания различных моделей национальной школы. Эта тенденция вполне оправданна. Хотя бы потому, что в ситуации кризиса российского общества национальное начало может стать (но может и не стать) тем фундаментом, опираясь на который возможно преодоление и государственного кризиса.

Поэтому одной из наиболее важных задач государственных и муниципальных образовательных учреждений является привитие ученикам религиозной терпимости на фоне глубоких знаний об истории своей страны, ее культуры и религии как составной части и истории, и культуры. В процессе преподавания таких знаний школа реализует цели общественную, или социальную (она формирует толерантность в обществе), культурную (поскольку обеспечивает диалог религий и культур, ценностей, норм и обычаев разных народов), удовлетворяет духовные и психические потребности учащихся, не стремясь при этом обратить их в ту или иную веру, или вызывать негативное отношение к какой-либо из них.

Поиск объективной методологической основы для преподавания знаний о религии представляет собой сложную задачу. В России он возродился только после освобождения образования от обязанности основываться на догмах марксистского материализма. Следует иметь в виду, что научные гипотезы, рассматривающие религию исключительно как порождение человеческой цивилизации, также основываются на недоказуемых исходных постулатах о соотношении материи и духа, как и идеалистические религиозно-философские учения, объясняющие возникновение религии сверхъестественными причинами. Поэтому вопрос о выборе беспристрастного и объективного философского базиса для преподавания знаний о религии и вероучениях различных конфессий в светской школе весьма непрост. Эта проблема должна разрешаться на принципиальном, общетеоретическом уровне педагогами и представителями основных философских научных школ современности.

Задача школы – давать учащимся религиоведческие знания в качестве неотъемлемого компонента гуманитарного знания. Владеть этими знаниями должен каждый человек, вне зависимости от того, какую религию он исповедует или не исповедует никакой. В этом состоит отличие религиоведческого образования, базирующегося на данных гуманитарных наук, от конфессионального обучения религии, а также светский характер в содержании образования как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Он означает следующее:

• обучение по предметам основного образования осуществляется по государственным стандартам и не имеет целью принудительное приобщение обучаемых к какому-либо религиозному вероучению или нерелигиозной, включая антирелигиозную, идеологии, и не направлено на вовлечение в религиозные или иные объединения;

• в содержании образования не может быть установлено в качестве общеобязательного изучение какого-либо религиозного вероучения или нерелигиозной идеологии, включая атеистическую;

• соблюдается принцип добровольности получения образовательных услуг, связанных с религиозным образованием, т.е. учащиеся обучаются исключительно на основе собственного осознанного, информированного и добровольного волеизъявления и с добровольного и осознанного согласия их родителей (законных представителей);

• содержание образования не может быть направлено на профессиональную подготовку служителей религиозного культа;

• религиозное образование не подменяет собой общегражданское общее или профессиональное образование и не препятствует его реализации;

• религиозные объединения не вмешиваются в деятельность государственных и муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений; данное требование не исключает участия религиозных объединений в общественном контроле государственной (муниципальной) системы образования и совместного учредительства образовательных учреждений с государственными и муниципальными органами управления образованием;

• полномочия и функции администраций государственных и муниципальных образовательных учреждений не могут быть переданы в каком-либо объеме религиозным объединениям, их органам, учреждениям или представителям;

• осуществляемое в государственных или муниципальных образовательных учреждениях религиоведческое образование не сопровождается проведением богослужений, религиозных обрядов или церемоний, запрещается размещение в зданиях государственных и муниципальных учебных заведений религиозной символики, предметов культа, организация мероприятий религиозного и миссионерского характера;

• образовательный стандарт по учебному предмету религиозного образования должен быть составлен как инвариантный макет (за исключением блоков, содержание которых определено Министерством образования и науки Российской Федерации), используя который представители различных религий могут составить стандарт, отвечающий их потребностям, но реализуемый на основе принципа добровольности получения образовательных услуг, связанных с религиозным образованием.

Если выделить наиболее значимые признаки, то можно предложить следующие определения.

Светская школа – гарантия соблюдения принципа свободы совести и свободы вероисповедания, что обеспечивается ее индифферентностью в вопросах религии, философии и политики. Религиозное обучение и воспитание не предусмотрено учебными программами, но может осуществляться в государственной и муниципальной школе по желанию детей, их родителей или опекунов вне рамок образовательной программы.

Светский характер образования – образование, не связанное с обучением или навязыванием какой-либо религии или нерелигиозных идеологий, в том числе секулярных квазирелигий, не направленное на профессиональную подготовку служителей культа, а также катехизацию и «воцерковление» либо аналогичные формы привлечения обучаемых в религиозное объединение в нехристианских религиозных объединениях, не включающее в себя проведения богослужений, религиозных обрядов или церемоний.

Религиоведческое образование ставит своей целью распространение научных знаний о религии как социальном явлении, обучение научным методам изучения религии. Оно стремится к воспитанию мировоззренчески, религиозно и национально терпимой личности, обладающей широким культурным кругозором и навыками доброжелательного общения с людьми иных национальностей, религиозных взглядов и мировоззренческих позиций.

Религиоведческое образование знакомит учащихся с Библией, Кораном и другими священными книгами как историческими памятниками, с особенностями вероучения и культа, системами нравственных норм и ценностей различных религий, смыслом и историческим происхождением религиозных обрядов, праздников и церемоний, обращает внимание на традиции свободомыслия и атеизма, их роли в духовной культуре человечества и отдельных стран и народов.

Ответственность за результаты и соблюдение прав ребенка при этом возлагается на государство в лице государственных органов власти и местного самоуправления, органов и учреждений образования и на субъекты исполнения, т.е. на администрацию самих учебных заведений.

В законодательстве Российской Федерации используются понятия «религиозное образование» и «обучение религии». Термины «религиозное образование» и «обучение религии» введены в ст. 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Ч. 1 ст. 5 указанного Федерального закона устанавливает: «Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими», «по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы».

При этом обучение религии, как следует из указанного Федерального закона, является одной из форм религиозного образования, т.е. понятие «религиозное образование» шире по объему понятия «обучение религии», хотя иногда эти понятия ошибочно используются как синонимы.

Можно предложить следующее определение.

Религиозное образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания, осуществляемый на основе определенного религиозного вероучения в интересах религиозного объединения и личности, сопровождающийся приобретением знаний о религиозном вероучении, религиозной практике, культуре и жизни религии и представляющего ее религиозного объединения, формированием качеств личности и образа жизни человека на основе соответствующего религиозного вероучения, в том числе присущих ему нравственных ценностей.

Религиозное образование ставит своей целью распространение религиозной веры в среде учащихся, ее укрепление, обучает догматам и обрядам, предписаниям и правилам поведения. Оно стремится воспитать верующую личность и включить ее в определенные конфессиональные структуры, а также подготовку священнослужителей.

Религиозное образование знакомит учащихся с вероучением, догматами конкретной религии (конфессии), содержанием священных книг конкретной религии (конфессии) и другой вероучительной и богословской литературой, нормами и правилами религиозного культа, соединяет обучение с богослужением и отправлением религиозных обрядов, системой религиозных нравственных и культовых предписаний, норм и ценностей.

Ответственность за результаты и соблюдение прав ребенка несут религиозные организации, под юрисдикцию которых подпадают данные образовательные учреждения (духовные учебные заведения), готовящие кадры для религиозных организаций или последователей данных конфессий.

Религиозное образование может осуществляться в трех формах:

• обучение религии;

• религиозно-культурологическое образование как одна из форм преподавания знаний о религии;

• подготовка священнослужителей.

Обучение религии – несветская форма религиозного образования, осуществление под управлением или контролем определенной религиозной организации узкопрофессиональной подготовки служителей культа, а также катехизации и воцерковления либо аналогичных форм в нехристианских религиозных объединениях, направленных на привлечение обучаемого в религиозное объединение.

Главное отличие обучения религии от других форм преподавания знаний, касающихся религий и религиозных объединений, состоит в том, что оно обязательно предполагает и включает в себя обучение религиозной практике и саму религиозную практику – отправление религиозного культа, совершение богослужений и иных религиозных обрядов и церемоний. Именно этим, а также направленностью на привлечение обучаемых в религиозное объединение и обусловлен несветский характер этой формы преподавания знаний, касающихся религий и религиозных объединений.

Обучение религии осуществляется в религиозных образовательных учреждениях, а также в государственных, и в муниципальных образовательных учреждениях. При этом ч. 4 ст. 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» закрепляет: «По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления пре¬доставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы», устанавливает лишь одну из форм реализации религиозными организациями обучения религии учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений. Содержащаяся в ч. 4 ст. 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» указанная правовая норма не ограничивает все виды религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях только лишь обучением детей религии вне рамок образовательной программы. В ст. 5 этого Федерального закона не содержится никаких зап¬ретов на реализацию религиозного образования в иных формах, нет в указанной статье и бланкетных или отсылочных норм к другим законам относительно этого вопроса. Следовательно, нет оснований для ограничительного толкования правовой нормы, закрепленной в ч. 4 ст. 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Преподавание знаний о религии – светское и несветское (религиозное) преподавание учебных предметов, основное содержание которых составляют знания о религии, путем научно-культурологического ее рассмотрения в зависимости от целей и от того, в какую систему включается. В зависимости от формы его реализации оно может быть как общеобязательным, так и реализуемым в соответствии со свободным выбором учащихся и их родителей (законных представителей).

Преподавание знаний о религии может быть реализовано в двух формах:

• религиозно-культурологическое образование;

• религиоведческое образование.

Религиозно-культурологическое образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания, осуществляемый на основе определенного религиозного мировоззрения в интересах личности и общества, сопровождающийся приобретением знаний о религиозном вероучении, культуре и традиционном укладе жизни в религии, которую учащийся выбрал для изучения. К учебным курсам религиозно-культурологического образования относятся, например: учебный курс «Основы православной культуры» – для желающих изучать традицию православного христианства, учебные курсы «Мы изучаем ислам», «Основы исламской культуры» и т. д. – для желающих изучать мусульманскую традицию, учебный курс «Традиция» – для желающих изучать традицию иудаизма, учебный курс «Культура протестантизма» – для желающих ее изучать и др.

Религиозно-культурологическое образование может осуществляться:

• в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в соответствии с государственными образовательными стандартами, с образовательными программами, учебными планами, программами учебных курсов и дисциплин;

• в религиозных объединениях, в созданных или признанных религиозными организациями образовательных учреждениях;

• в семье и иных социальных институтах (Вооруженные Силы Российской Федерации, пенитенциарные учреждения и т. д.).

Религиозно-культурологическое образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях может осуществляться только на добровольной основе, т.е. в соответствии со свободным выбором учащихся и их родителей (законных представителей). В государственных и муниципальных образовательных учреждениях религиозно-культурологическое образование может осуществляться как в рамках специального учебного курса, так и в содержании других учебных курсов.

Четкое соблюдение принципа светского характера содержания образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и религиозного образования в конфессиональных учебных заведениях, частных школах, гимназиях и т.д. не означает невозможность сотрудничества между различными системами образования, межконфессионального диалога и взаимного обогащения педагогическим опытом. Подобное сотрудничество (в разработке курсов программ, учебников и учебных пособий по истории религий, религиоведения и т.д.) не вступает в противоречие с Конституцией Российской Федерации, с действующим законодательством при условии своего рода «мировоззренческого нейтралитета» и объективного подхода к преподаванию религиоведения. Это сотрудничество может способствовать углублению знаний о различных конфессиях у преподавателей и учащихся светской школы и одновременно – большей веротерпимости в среде преподавателей духовного звания в конфессиональных учебных заведениях.

Светский характер образования предполагает необходимость широкого ознакомления учащихся и студентов с религией, многообразием религиозных феноменов, их ролью в истории, культуре, современной жизни мира, отдельных стран и народов. Такие знания будут способствовать повышению уровня культуры, широте кругозора, полноте усвоения духовно-нравственных ценностей, накопленных человечеством, в том числе мировоззренческой, религиозной, национальной терпимости. В государственном образовательном стандарте эти функции выполняет курс «Религиоведение» («Основы религиоведения»), «История мировых религий» и широкий комплекс религиоведческих дисциплин, рассматривающих религию в историческом, культурологическом, философском планах.

Итак, для решения проблемы религиоведческого образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях необходимы следующие условия.

Первое. Государство должно быть нейтральным по отношению к различным религиям. Оно не может поощрять ни верующих, ни неверующих. В то же время государство не должно быть враждебно настроенным по отношению к религии как таковой. Государственные школы не должны игнорировать роль и место религии в истории наций и народов, страны в целом.

Второе. Государственная программа общеобразовательных школ не должна составляться таким образом, чтобы насаждать или запрещать религиозные верования. Педагоги должны ясно понимать важность разделения между преподаванием сведений о религии и религиозным (конфессиональным) образованием. Отношение школы к религии должно быть познавательным и нерелигиозным.

Третье. Изучение религии может быть включено в контекст образовательных предметов: истории, литературы, специальных уроков по религиоведению, бесед о различных праздниках, обычаях и обрядах. Но в любом случае разговоры о религии не должны затрагивать чувства детей разных вероисповеданий: каждый из них должен чувствовать себя комфортно при обсуждении вопросов религии.

Четвертое. В школах необходимо преподавать гражданские ценности. И в этом смысле преподавание знаний о религии не есть то же самое, что преподавание религиозных ценностей. Чтобы избежать этого, нецелесообразно приглашать для преподавания религии священнослужителей: это нарушает принцип равенства религий в обществе.

Пятое. Должно быть обеспечено разграничение официальной позиции школы и государства в отношении религии и личным убеждением преподавателя. Верующий учитель должен соблюдать нейтралитет в отношении к преподаваемым знаниям о религии и собственных мировоззренческих установок.

Главное здесь – сложности морально-политического, экономического порядка, в которых оказалось общество. Одним из необходимых условий выхода из него остается воспитание религиозной терпимости на фоне глубоких знаний по истории своей страны, ее культуры и религии как составной части и истории, и культуры. Сообщение знаний о религии и обучение гражданским ценностям в светских государственных школах не должно сеять разделение между учащимися, в том числе и по религиозному принципу.

Проблемы и противоречия в государственной и муниципальной школе сегодня порождены во многом самим существованием двух государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования — по религиоведению (022200) и теологии (020500). Не вдаваясь в подробности, можно лишь сказать, что принятие стандарта по теологии в том виде, в каком он утвержден прежним Министерством образования Российской Федерации, было поспешным и непродуманным. Составители этого госстандарта, очевидно, желая «протолкнуть» богословскую дисциплину в государственную высшую школу, а потому прямо подчеркивая ту мысль, что «подготовка специалиста теологии в вузе носит светский характер», сумели дать такую дефиницию предмета, где Бог формально отсутствует. Теология же, или богословие, есть не просто знание о Боге, а система обоснования учения о Боге (православного, католического, протестантского и т.д.) и Его атрибутах, совокупность выработанных той либо иной религией доказательств истинности догматики, религиозной нравственности, правил и норм жизни верующих и духовенства, богоустановленности вероучения и Церкви.

Второе замечание касается квалификации выпускника — «теолог» (богослов). Теологом может быть как лицо духовного звания, так и светский человек, но при одном условии: он непременно должен быть верующим человеком. На этот момент обращают внимание фундаментальные богословские издания, как отечественные, так и зарубежные. В частности, изданная в 2002 году в Москве «Католическая энциклопедия» (1 том), указывая на то, что теология есть не что иное, как основанное на Откровении учение о Боге, то есть «попытки понять и объяснить богооткровенные истины», подчеркивает: «Чтобы заниматься богословием, необходимо быть верующим человеком. Изучение христианства и христианского учения в отрыве от Церкви и веры может быть лишь религиоведением» (с. 632). Утвержденный же Министерством образования Российской Федерации госстандарт предполагает подготовку теологов (богословов) и из неверующих людей. Не есть ли это дискредитация самой теологии и, по сути, «медвежья услуга» Церкви со стороны «воцерковленных» чиновников из системы Минобразования России?18 (18 Об этом см.: Овсиенко Ф.Г. Сферы изысканий религиоведения и теологии и специфика постижения ими рассматриваемых объектов // Религиоведение. Благовещенск. – М., 2004. – № 2. – С. 116–130.)

Мировой опыт показывает, что каждое государство решает вопросы, связанные с религиозным образованием в государственных образовательных учреждениях, в соответствии со своим законодательством и своими историческими традициями. В некоторых странах Запада в силу традиции в ряде светских вузов имеются теологические отделения (в то время как во Франции, например, в государственных школах и вузах по сей день нет никакого религиозного образования). В России же в университетах и других светских высших учебных заведениях богословские (теологические) факультеты или кафедры никогда не создавались; изучение богословия (теологии) и научно-богословская разработка соответствующих проблем целиком были сосредоточены в духовных учебных заведениях.

Это означает, во-первых, не следует порывать с позитивными отечественными традициями, а во-вторых, и это главное — государственная и муниципальная школа, равно как и государственный вуз, должны решать проблему «религия и образование» исключительно в рамках существующего законодательства.

В соответствии с ним, под религиоведением следует понимать отрасль гуманитарного знания, которая изучает закономерности возникновения и развития, природу и функции религии, а также взаимосвязь и взаимодействие ее с другими сферами культуры. Будучи эмпирической и теоретической дисциплиной, религиоведение, в отличие от теологии, не занимается проблемами доказательства существования Бога и его атрибутов, а изучает собственно религию (религиозное сознание, религиозную деятельность, религиозные отношения, религиозные организации) в реальном контексте культуры, т.е. в связи с экономикой и социальной жизнью, политикой, наукой, моралью, искусством. В формат этого определения вмещаются общее религиоведение (изучающее религию как некое целое вне конфессиональных модификаций), которое содержит метарелигиоведение (методы и логика религиоведческого исследования) и частное религиоведение (сравнительная история религий, философия религии, психология религии, социология религии, археология религии и т.д.). Кроме того, существует теологическое религиоведение (объяснение религии из самой религии, т.е. исходя из веры в Бога, из религиозного понимания мира и человека) и светское, или академическое (где в целях объективности чураются всего «вневременного» и «сверхъестественного» и стремятся выявить природные и социальные корни религии). Теологию можно определить как систему обоснования учения о Боге и комплекс доказательств истинности догматики, религиозной морали, правил и норм жизни верующих и духовенства. Все конфессиональные системы христианской теологии исходят из признания личного Бога – Творца и управителя мира, богодухновенности (нечеловеческого происхождения) догматов и моральных предписаний. Являясь высшим пределом рационального знания, доступного человеку (Бог познается через видимую природу и историю человечества, ибо ничто не происходит случайно, а управляется Промыслом и направляется к определенной цели), теология включает и нерациональное сверхразумное знание, тождественное вере, данное в Откровении (Священном Писании). Слово Божие из Откровения Церковь переводит на язык своих догматов. Догматы сформулированы на Вселенских соборах и никаким усовершенствованиям не подлежат. Но так считает Православная церковь. Католическая допускает развитие догматов, так как они испытывают на себе воздействие исторических, социальных, психологических и других факторов. Это позволило католикам внести в догмат о Духе Святом изменение (filioque) и принять новые догматы о Чистилище, Непорочном Зачатии Девы Марии и «Безошибочности» («Непогрешимости») папы Римского. Однако эти догматы католики не считают новыми, полагая, что все это имплицитно (неявно) содержится в Писании. Тут встает проблема истинности догматов, которая оборачивается проблемой эффективности методов познания. В отличие от академической науки (научного познания), где истинность определяется чистотой теоретического и эмпирического опыта, в теологии (богопознании) она определяется степенью соответствия Божьему Откровению и зависит от адекватности толкования Священного Писания.

Образовательный стандарт по теологии не внес ясности и в разграничение понятий теологии и культурологи, не определил сходство и различие в преподавании культурологиии, религиоведения и теологии.

Сфера деятельности специалистов-культурологов предполагает освоение культурного и природного наследия, что в целом не входит в сферу деятельности специалистов-теологов. Вместе с тем в Российской Федерации значительное число исторических памятников имеет не только общекультурное, но и сугубо религиозное значение, что на практике ведет к возможному пересечению по частным вопросам охраны памятников истории и культуры. Однако оно является чисто формальным, поскольку теолог исследует историко-культурное наследие как выражение конкретного религиозного опыта и как форму современной религиозной жизни.

Объекты деятельности культурологов и теологов в целом не совпадают. Что касается объектов религиоведения, то, по мнению теологов, к ним относятся, по существу, отдельные религиозные аспекты конкретной науки (история религии, религиозная этика и т.д.). В отличие от религиоведения, теология имеет вполне определенный объект исследования: религиозный опыт, исследуемый изнутри, а не проявление религии в иных областях научного знания.

Ряд существенных отличий в сферах, объектах и видах профессиональной деятельности диктует необходимость принципиально разной подготовки теологов в сравнении с культурологами и религиоведами. Незначительное совпадение стандартов объясняется наличием в них в блоках общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации, не входящих в блок общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Согласно требованию образовательного стандарта по культурологи, каждый выпускник высшей школы должен иметь представление не только о научных и философских, но и о религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, о духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них.

Несмотря на то, что разговоры о возрождении духовности, изменении менталитета российского общества продолжаются два десятилетия, до сих пор нет единого содержания в определении таких понятий, как «духовность», «религия» и даже «культура». Отсюда – проблема преемственности курсов религиоведения и культурологии, их органичном и эффективном дополнении друг друга. Констатация того, что религия выступает в качестве смыслообразующей оси культуры, уже предполагает постановку вопроса о содержательной взаимосвязи религиоведения и культурологии. При сознательном акценте на данной взаимосвязи курс культурологии сразу приобретает «теоретическую нагруженность»: из отдельных социокультурных фактов и событий, положенных на историю искусств, возникает фундирующая идея, позволяющая раскрыть религиозные основания того или иного исторического периода, географического региона, страны или этноса. Поскольку теория и социология религии имеют солидный научный статус и разработанный категориальный аппарат, то базирующаяся на них культурология получает законное право его использовать. Культы, мифы, ритуалы, содержание всей жизни народа, его иллюзии и чаяния, специфическую ментальность становится возможным объяснять также теоретически. Конечно, одних теоретических объяснений недостаточно, но без них любой учебный курс, как показывает практика, будет изначально ущербным.

Курс религиоведения по содержанию во многом параллелен курсу философии, и его увязка с курсом культурологии позволяет многократно усилить познавательный резонанс. Действительно, богословская догматика, религиозные вероучения ставят принципиально те же вопросы, что и философия, но ответы на эти вопросы религия и философия дают разные. При этом материал культурологии призван выступать в роли своеобразного онтологического базиса, демонстрирующего конкретно-исторические (религиозные или философские) формы решения человечеством назревших актуальных проблем, возникающих на том или ином этапе цивилизационного развития.

Авторы государственного стандарта по специальности «Теология» необходимость богословского образования объясняли велением времени: его отсутствие приводит к вредоносному распространению самого темного сектантства, оккультизма и даже сатанизма. Религиозно-националистические и даже нацистские движения, по их мнению, быстро распространяются именно из-за отсутствия масштабной государственной программы религиозного просвещения, а отказ от возможности теологического образования в государственных вузах может, в конечном счете, привести к неспособности государства противостоять любым проявлениям крайнего религиозного фундаментализма, влиянию так называемых тоталитарных сект и иных деструктивных культов, чему религиоведы из государственных вузов якобы противодействовать не могут.

Но богословие – занятие лишь для «лиц духовного звания», а введение стандарта по специальности «Теология» в систему государственного высшего образования изменить в корне представления о тех гуманистических ценностях, которые сегодня активно пропагандируются, так и не смогло.

Среди наиболее важных функций, присущих религиозному образованию с учетом его специфики, можно назвать следующие:

1) воспроизводство конфессиональных групп как рядовых верующих, так и священнослужителей, а вследствие этого – и религии в целом;

2) включение личности посредством религиозного образования и воспитания в состав той или иной конфессиональной группы;

3) социализация личности верующего на протяжении всей его жизни; формирование и развитие духовно-нравственной культуры верующих, влияние на культуру нерелигиозных людей, прежде всего – на их нравственно-патриотические позиции.

Реализация этих функций происходит в рамках конфессиональных групп и учреждений религиозного образования, семьи. Поскольку объектами воздействия этих учреждений становятся российские граждане, исповедующие ту или иную религию, их деятельность должна осуществляться на основе действующего в России законодательства, прежде всего, Федеральных законов «О свободе совести и о религиозных объединениях», «Об образовании».

Отмеченные процессы неоднозначно оцениваются в обществе. С одной стороны, наблюдается позитивное отношение со стороны представителей конфессий, определенной части светских педагогов и государственных служащих. С другой – включение в сетку образовательных предметов в общеобразовательной школе религиозноориентированных дисциплин, введение в структуру государственного вузовского образования теологии расцениваются как отступление от законов Российской Федерации об образовании и свободе совести. Сторонники этой позиции считают, что Русская православная церковь получает возможность удовлетворить свои потребности в квалифицированных кадрах педагогов для воскресных школ, катехизаторов и миссионеров, т.е. решить свои кадровые проблемы за счет государственного бюджета, налогоплательщиков, добрая половина которых не является ее паствой. Несомненно, данные вопросы затрагивают интересы широких кругов населения.

Предназначение деятельности учреждений непрофессионального религиозного образования – непосредственное воздействие на человека, формирование его как религиозной личности. Реализация этой цели во многом определяется уровнем квалификации, профессиональной подготовки, личностными качествами священнослужителей, вышедших из стен духовных учебных заведений. Именно поэтому различные конфессии, в том числе православие, уделяют огромное внимание развитию профессионального религиозного образования.

Возрастание значимости светского образования ведет к изменениям организационных форм и методов религиозного образования. С распространением всеобщей грамотности и научных знаний, доступности образования практически всем членам общества исчезает различие между рядовыми верующими и священнослужителями с точки зрения приобщения их к религиозным истинам, комментариям по тем или иным вопросам вероисповедания. Меняется соотношение при усвоении религиозных представлений между образованием и самообразованием. Религиозное самообразование становится важным механизмом воспроизводства конфессиональных общностей. Значение религиозного самообразования осознается руководителями общин, священнослужителями. В книжной лавке при любом православном храме пришедшему всегда порекомендуют что-нибудь приобрести из православной литературы. Да и в обычных книжных магазинах сегодня большой выбор конфессиональной литературы.

В соответствии с федеральным законодательством конфессиональные учебные заведения обладают правами юридического лица и на общих основаниях могут получать лицензию на право ведения образовательной деятельности (при наличии представления руководства соответствующей конфессии). Лицензирование учреждений высшего и среднего профессионального религиозного образования не означает вмешательства со стороны государства в содержание и организацию образовательного процесса. Посредством выдачи лицензий на образовательную деятельность государство способствует повышению статуса этих учебных заведений. Права религиозного образовательного учреждения на ведение предусмотренной уставом и направленной на подготовку образовательного процесса хозяйственной деятельности возникают с момента его регистрации, а права на ведение образовательной деятельности – только с момента получения лицензии.

Осуществлению непрофессионального религиозного образования, причем в рамках не только собственно конфессиональных групп и соответствующих образовательных учреждений, но и в семье, а также сотрудничества со светскими образовательными учреждениями Русская православная церковь придает огромное значение. Наиболее важным аспектом такого сотрудничества чаще всего становится духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи и детей, начиная с дошкольного возраста.

Однако из признания православия неотъемлемой частью российской истории совсем не следует обязательность его преподавания в светских школах. Преподавание религий не может быть иным, кроме как именно конфессиональным, и, в конечном счете, предполагает приобщение обучаемого к данной религии, составляет основу катехизации. Эта цель преследуется любым религиозным педагогом, пришедшим проводить урок в светскую школу.

В «выстраивании» современных отношений между религиозными объединениями и государством, верующими и неверующими гражданами актуальным является поиск, с одной стороны, форм оптимального взаимодействия светского и религиозного воспитания и обучения, с другой – допустимых границ влияния религиозного воспитания на образовательный процесс, осуществляемый в государственных и муниципальных учебных заведениях. Особенно острой указанная проблема становится с середины 1990-х гг. в связи с тем, что «стали действовать десятки различных партий и движений, выступающих с требованиями обязательного религиозного воспитания детей, введения преподавания религии в школах, создания церковных структур в армии и т.д. Под эти требования подводилась мощная историческая и культурологическая база».19 (19 Костикова М.Н. >К вопросу о новейшей истории профессионального религиозного образования // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. – № 3, 1999. – М.: Изд-во РАГС. – С. 123–125. )

 
PR-CY.ru