РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра государственно-конфессиональных отношений

На правах рукописи

КОЛОДИН Александр Васильевич

Религиоведческое и религиозное образование: сущность, специфика, проблемы реализации в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации

Специальность 09.00.13 – религиоведение, философская антропология, философия культуры

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель –
д. филос. наук, проф. Овсиенко Ф. Г.

Москва 2007

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава I. Философско-методологические проблемы религиозного и религиоведческого образования

§ 1. Знания о религии как отрасль гуманитарного знания

§ 2. Сущность и специфика религиоведческого и религиозного образования: линии разграничения

Глава II. Проблемы преподавания знаний о религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации

§ 1. Правовые основы преподавания знаний о религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации

§ 2. Практика преподавания знаний о религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации

Глава III. Мировой опыт преподавания знаний о религии и возможность его использования в условиях Российской Федерации

Заключение

Список литературы


Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. -М., Юридическая литература, 1994.

2. Об образовании. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266 в редакции от 31 января 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 3.

3. Об общественных объединениях. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. - С. 145.

4. О свободе вероисповеданий. Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. № 267-1 // Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 21. - С. 240.

5. О свободе совести и о религиозных объединениях. Федеральный закон № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 г. // Российская газета от 1 октября 1997 г.

6. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика. М.: Юриспруденция, 2001.

7. Религия и образование. Сборник обзоров и рефератов. РАН ИНИОН. -М.: ИНИОН, 2002.

8. Религия и образование в современной России: Документы. Материалы. Выступления. -М.: Планета, 2000, 2003.

9. Абдуллина Т.Ю. Из истории становления светской школы в России на рубеже XIX XX вв. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. № 1-2, 1998. -М.: Изд-во РАГС. - С. 38-46.

10. Авдеев А.К. Нравственность как регулятор поведения // Воскресная школа. 1998. - № 2. - С. 7.

11. Адамский А. Религия на пороге школы? // Первое сентября.2003, 8 мая.

12. Адамский А. Религия стала инновационным проектом. Нужны ли религиозные школы? // www.inauka.ru

13. Адамский Александр. Российская школа перестала быть светской // Известия. 2002. 21 ноября. - № 212.

14. Алексеева А. О православном дошкольном воспитании в России // Дошкольное воспитание. 2004. - № 1. - С. 4-12.

15. Алексеева А. Примерная программа православного воспитания детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание.2004,-№2.-С. 2-4.

16. Амонашвили 111. Размышления о гуманной педагогике. М.,1995.

17. Андреев Е.А. Национальная программа «Русская школа как система воспитания и образования» // Воскресная школа. 1998. - № 4. -С. 12.

18. Арсенъев Н. Духовные традиции русской семьи: Материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни» // Воспитание школьников. 1998.-№3.-С. 31-34.

19. Асмолов А.Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства России // Мир психологии. 1999. - № 1. -С. 198-208.

20. Ахматова А.Ф. Нравственность и одухотворенное образование // Педагогика. 2003. - № 8. - С. 35—41.

21. Ахундов М.Д., Баженов Л.Б. Естествознание и религия в системе культуры //Вопросы философии. 1992. - № 12. - С. 42-53.

22. Бабаева А.В. Православный взгляд на развитие системы образования в России // Проблемы взаимодействия духовного и светского образования. История и современность. Н. Новгород, 2004. - С. 329331.

23. Беленчук JI.H. Православная педагогика // Педагогика. -2000. -№ 4.-С. 92-97.

24. Белоконев Г. О культуре и культуре преподавания культуры // Alma mater. 1999. - № 8. - С. 15-20.

25. Березина В.А. Перспективы сотрудничества Минобразования РФ и Русской православной церкви в деле воспитания подрастающего поколения в России // Внешкольник. 2002. - № 7. - С. 1-3.

26. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. М.: УРАО,1998.

27. Бондаренко Н., Ветров Ю. Образовательная стратегия: вопросы и проблемы // Высшее образование в России. 2001. - № 3. - С. 15-24.

28. Богданова О.А. Процесс секуляризации и кризис личности в западной культуре XX века. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет, 2001.

29. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. -СПб.: Питер, 2004.

30. Бородина А.В. Основы православной культуры: Учебник для средней и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Изд. 2-е, перераб. , доп. М.: Издательский дом «Покров». -2003.-288 с.:илл.

31. Буева Л. П. Духовность и проблемы нравственной культуры. Материалы «круглого стола» «Духовность, художественное творчество, нравственность» // Вопросы философии. 1999. - № 2. - С. 3-9.

32. Бурьянов С.А., Мозговой С.А. Концепция государственно-конфессиональных отношений: от декларирования свободы совести к антиконституционным тенденциям государственной политики вероисповедных предпочтений // Право и политика. 2001. - № 6.

33. Валеев И.И., Тайчинов М.Г., Хамитов Э.Ш. Традиционная духовная культура в современной педагогической системе // Современная школа: опыт, проблемы, поиски. М. - 1997. - С. 13-38.

34. Варзанова Т.Н. Молодежь и религия: Возрастные и тендерные аспекты религиозности // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень РАГС.- 1998.-№ 12.

35. Василик М.А. Основы теории коммуникации. М.: Изд-во «Гардарики, 2006. - 615 с.

36. Васильев А. Возвращение к истокам // Народное образование.- 1998. -№ 8. С. 158.

37. Верещагина Л. Для чего же создан человек?: Уроки «Знакомство с Библией» в курсе литературы в светской школе: 5класс // Воскресная школа: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». 1999. - № 17-18.

38. Виленский М.Я., Беляева В.А. Духовно-нравственное воспитание личности // Дополнительное образование. 2000. - № 2. - С. 10-13.

39. Волин Алексей. Государство не должно указывать гражданам, во что им верить // NEWSru.com. 2002. 15 ноября.

40. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. -М.: УРАО, 1999.

41. Выступление министра образования В.М. Филиппова на заседании правительства РФ 24 июня 1999 г. (О программе развития образования РФ) // Образование в документах. 1999. - № 15. - С. 5-8.165

42. Вяземский Е. Е. Система образования в РФ (цифры, факты, тенденции) // Основы государства и права. 1999. - № 7. - С. 62-63.

43. Галицкая И.А., Метлик И.В. Изучение религии в светской школе и проблема воспитания веротерпимости // Образование. 2003. — №6.-С. 23-42.

44. Гараджа В.И. Мораль и религия. Материалы «круглого стола» «Духовность, художественное творчество, нравственность» // Вопросы философии. 1999. - № 2. - С. 17-24.

45. Гараджа В.И. О преподавании религии. «Философия, культура и образование» (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1999. - С. 28-31.

46. Гармаш JI.C. Назначение, цели и задачи примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура» // Образование. 2003. - № 3. - С. 26-33.

47. Гасанов З.Т. Морально-этические и религиозные основы воспитания патриотизма и веротерпимости // Педагогика. 2003. - № 5. -С. 18-26.

48. Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры // Философия образования для XXI века. М.: Изд-во «Совершенство». - 1998. - С. 492-573.

49. Гинзбург Виталий. Страна просто погружается в мракобесие // Новые известия. 30.07.2004.

50. Гинзбург Виталий. Четырехпроцентная наука. Несколько замечаний по актуальным вопросам // Парламентская газета. 2004. 17 марта.-№1420 (789).

51. Гладышева Е.В. Интерпретация христианства в этических представлениях Нила Сорского // Вестник МГУ Сер. 7 Философия. -2000. -№ 1.-С. 68-80.

52. Гликман И. Вера, религия и педагогика // Alma mater. 2002. -№ 3. - С. 32-37.

53. Гликман И. Религия и школа // Учитель. 1999. - № 6. - С. 36-40.

54. Гончаров И. Новая школа: какой ей быть? // Воспитание школьников. 1997. - № 1. - С. 2.

55. Горшков А. К вопросу о реформировании высшей школы // Высшее образование в России. 1999. -№ 5. - С. 10-12.

56. Гребнев JI.C. Образование и будущее России в многоконфессиональном мире // Образование. 2003. - № 3. - С. 4-13.

57. Гребнев JI.C. Комментарий к приказу о религиозном образовании от 10.07.2003 № 2883 // Образование. 2003. -№ 4. С. - 5-8.

58. Гусев Г.В. Социальная педагогика Православной Церкви // Педагогика. 1999. - № 3. - С. 92-96.

59. Дмитриев М.В. Влияние православия и западного христианства на общество // Вопросы истории. 1997. - № 12. - С. 3-19.

60. Додонов В.И. Понятие духовности и душевности в воспитании человека в контексте русской религиозной философии конца XIX начала XX вв. // Педагогика и политика в образовании России конца XIX - начала XX веков. - М., 1997. - Ч. 1. - С. 6-22.

61. Дополнительное образование в области христианской культуры, морали и этики (опыт, проблемы, решения): Материалы международной конференции, г. Кисловодск 13-18 сентября 1993 г. М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1993.

62. Дымнова Т. Психотерапевтические функции религии: Религия и семья // Школа. 1996. - № 5. - С. 62-67.167

63. Егоров В. Преподавание научных дисциплин в школе как один из возможных путей Богопознания // Школа. 2000. - № 1. - С. 2426.

64. Ермошин Г. Законодательная деятельность в образовательной сфере // Высшее образование в России. 1999. —№ 6. -С. 3-15.

65. Зенькович О. История религий, а не Закон Божий // Парламентская газета. 07.07.2005. - № 1737 (1106).

66. Ивашиненко Н.Н., Иудин А.А. Православное образование: Проблемы и перспективы // Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Н. Новгород: НГУ, 2004.

67. Карпенков С. Естествознание и современное образование // Высшее образование в России. 1999. - № 6. - С. 37-39.

68. Квирквелия О.Р. Многобожие в светской школе. Как обеспечить равенство прав верующих и атеистов? // Независимая газета. 2002,27 августа.

69. Кинелев В.Г. Образование в меняющемся мире // Сб. докладов VI Международных образовательных чтений. Отдел религиозного образования и катехизации Московского патриархата,

70. Российский православный университет св. ап. Иоанна Богослова. 1998. -С. 14-23.

71. Киселев Г.С. Современный мир и «новое» религиозное сознание // Вопросы философии. 2000. - № 6. - С. 18-33.

72. Козырев КС. Религиозное образование в светской школе. Теория и международный опыт в отечественной перспективе. СПб.: Апостольский город, 2005. - 636 с.

73. Колесова И.С. О роли религиозной культуры в содержании образования // Педагогика. 2003. - № 9. - С. 108-109.

74. Конституции государств Европы. В 3 т. / Под общ. ред. JI.A. Окунькова. — М.: Изд-во НОРМА, 2001 г.

75. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах / Отв. ред. Б.А. Страшун. - М.: Изд-во БЕК, 1995.

76. Конституционно-правовые основы вероисповедной политики Российской Федерации. История государственно-конфессиональных отношений в России / Государственно-конфессиональные отношения. Исторические материалы. М.: РАГС, 2003. - С. 30-42, 55-73.

77. Конюхов Дмитрий, священник. Школьное православное образование. М, 1999.

78. Корольков А.А. Русская школа и стратегия духовного просвещения // Педагогика. 2003. - № 5. - С. 97-105.

79. Коротких В. Преподавание философии как педагогическая проблема // Alma mater. 1999. - № 4. - С. 28-30.

80. Костикова М.Н. К вопросу о новейшей истории профессионального религиозного образования // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. —№ 3. 1999. - М.: Изд-во РАГС.- С. 123-143.

81. Кошмина И.В. Основы русской православной культуры. Учебное пособие для учащихся среднего и старшего школьного возраста. -М.: Владос, 2001.

82. Красников А.Н. Современная феноменология религии // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1999. - № 6. - С. 36-47.

83. Красников А., Элбакян Е. Особенности современного религиоведения // Обновление России: трудный поиск решений. М.: РНИСиНП, 2002. - Вып. 8.

84. Кривонос И.В. Религиозный фактор в современной школе // Религиозный фактор в процессе становления гражданского общества в современной России. Саратов, 2004. - С. 166-172.

85. Крулъ А. Религиозное воспитание в современной России // Философия и история педагогики Уфа, 2004. - С. 391-394.

86. Крылова JI.K. Православная культура в школе // Воскресная школа. 1998.-№2.-С. 8.

87. Кудаева JI.A. Православная церковь и образование // Педагогика. 1998. -№ 1. - С. 61-65.

88. Кудрина Т.А., Колодин А.В. Проблема «школа и религия» в системе государственно-церковных отношений // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. -№ 1.- 2001. -М.: Изд-во РАГС.- С. 3-14.

89. Кудрявцев А.И. Новый федеральный закон о свободе совести: достоинства и недостатки. // Государство, религия. Церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. № 3-4. - 1997. М.: Изд-во РАГС. - С. 125-133.

90. Кузнецов М.Н., Троицкий В.Ю., Потоцкий Д.В., Гревцова О.А. Отзывы на экспертное заключение Н.В. Шабурова от 16.01.2003 г. на учебник А.В. Бородиной «Основы православной культуры» // www.stolica.narod.ru

91. Кузьмина C.JI. XIX век: наука и религия в искусстве воспитания // Педагогика. 1999. - № 2. - С. 76-81.

92. Кулаков А.Е. Курс «Религии мира» в общеобразовательной школе: К урокам по истории религий // Преподавание истории в школе. -2001.-№3.-С. 60-67.

93. Кулаков Ю.И. Синтез науки и религии // Вопросы философии. 1999.-№2.-С. 142-153.

94. Кураев Андрей, диакон. Изучаем Библию // Народное образование. 1996. - № 3. - С. 44-47.

95. Кутъева JI.B. Библия и светская школа (размышление учителя) // Педагогика. 1993. - № 6. - С. 46-49.

96. Лебедев С. Религия в светской школе как социально-технологическая проблема // Религия и СМИ. 2006. - 27 сентября.

97. Леднев B.C. Духовно-нравственная культура в образовании человека // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. - № 6. - С. 36.

98. Лихачев А.Е. Воспитание и духовность (заметки православного педагога) // Педагогика. 2001. - № 3. - С. 33-36.

99. Лихачев Д.С. Русская культура. М.: Искусство, 2000. - 440с.

100. Луховицкий B.B. Религиозное образование в светской школе // Пределы светскости: общественная дискуссия о принципе светскости государства и о путях реализации свободы совести / Сост. A.M. Верховский. М.: Центр «Сова», 2005. - С. 146-161.

101. Мазуров Б.Ф. Церковь и образование: диалог вокруг проблемы взаимодействия // Современные пути взаимодействия церкви и общества в сфере образования, науки и культуры. Ханты-Мансийск, 2004. - С. 46-55.

102. Макеева С.Г. Кладовая духа: использование К.Д. Ушинского в религиозном воспитании современных школьников // Начальная школа.- 1997.-№6.-С. 58-62.

103. Мальцева В.М. Заметки православного педагога // Педагогика.- 1995.-№4.-С. 55-58.

104. Мальцева В. Опыт приобщения к христианским ценностям воспитания // Педагогика. 1998. - № 2. - С. 114-115.

105. Мень Александр, протоиерей. Исагогика. М.: Фонд им. Александра Меня, 2000.

106. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. М.: Планета.-2000, 2004.

107. Министерство образования РФ. О создании Координационного совета по общему гуманитарному и социально экономическому образованию: Приказ Минобразования РФ от 2 октября 2000 г. 2834 // Бюллетень Министерства образования РФ. 2001. - № 2. -С. 19.

108. Министерство образования РФ. Положение о лицензировании образовательной деятельности: Утверждено постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796 // Бюллетень Министерства образования РФ. 2001. -№ 1. - С. 33^14.

109. Мировой опыт государственно-конфессиональных отношений: Учебное пособие (изд. 2-е, доп. и перераб.). — М.: Изд-во РАГС. 1999.

110. Митрохин JI.H. Предельно сложная форма культуры // Народное образование. 2000. - № 1. - С. 183-185.

111. Митрохин JI.H. Школа и религия. «Философия, культура и образование» (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. -1999.-№3.-С. 31-33.

112. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Российская газета. 1999. — 3 дек. - С. 6-7.

113. Нация, религии православие и новые европейские реалии // Доклады международной политической конференции. - Афины, 17-19 апреля 2005 г. - Межпарламентская ассамблея православия. - Афины. -2006.-336 с.

114. Никандров Н. Образование на рубеже тысячелетий: вечное и преходящее // Народное образование. 2001. - № 2. - С. 178-182.

115. Никандров Н. Русское православие и российская национальная идея // Alma mater. 1999. - № 3. - С. 23-28.

116. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998. - № 4. - С. 3-8.

117. Никольский B.C. Теология или религиоведение в структуре и содержании высшего профессионального образования // Альманах гуманитарных исследований. М., 2004. - № 2. - С. 278-284.

118. Ничипоров Б. Воспитание девочки-христианки // Домашнее воспитание. 1998. - № 3. - С. 13-14.

119. Ничипоров Б.В. Воспитание мальчика-христианина // Домашнее воспитание. 1998. — № 3. - С. 8-12.

120. Ничипоров Б.В. О христианской педагогике в России // Введение в христианскую психологию. М.: Школа-Пресс, 1994. - С. 139-169.

121. Нысанбаев А., Курганская В. Философия и образование: поиск согласия // Высшее образование в России. 2001. - № 1. - С. 3952.

122. О предоставлении государственным и муниципальным образовательным учреждениями и религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ // Образование. 2003. - № 4. - С. 3-4.

123. О стратегии развития высшей школы: Постановление VI съезда Российского союза ректоров высших учебных заведений (с приложением) от 06.12.2000 // Официальные документы в образовании. -2001. -№ 2. -С. 19-26.

124. Овсиенко Ф.Г. Взаимоотношения государства и Церкви в странах Восточной Европы. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. -№ 1. 1999. -М.: Изд-во РАГС. - С. 53-84.

125. Овсиенко Ф.Г. Сферы изысканий религиоведения и теологии и специфика постижения ими рассматриваемых объектов // Религиоведение. Благовещенск. М., 2004. - № 2. - С. 116-130.

126. Одинцов М.И. Россия строит светское государство (1985-1997 гг.) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. № 3-4. - 1997. - М.: Изд-во РАГС.-С. 134-172.

127. Опенков М.Ю, Уемлянина Е.С. Методологические основы религиоведческого образования и возможности формирования толерантности в его процессе // Свеча. 2003. Архангельск, 2003. - Т. 2. -С. 164-171.

128. Осипов А. Принципы воспитания в христианской педагогике // Воспитание школьников. 1999, - № 4. - С. 5-8.

129. Основы православного образования в России//Педагогика. -1995. -№3.- С. 74-81.

130. Основы православной культуры в 1 классе: Книга для детей дошкольного возраста: Книга для учителя / Сост. О. Харитонова. М.: Издательский дом «Покров», 2002.

131. Панкратов А.В. Духовное воспитание в свете современного естествознания // Педагогика. 2000. - № 7. - С. 23-29.

132. Пейкова 3. Молодежь, церковь и будущее // Высшее образование в России. 2000. - № 4. - С. 80-93.

133. Писманик М.Г. Религиоведение и светская школа // Проблемы преподавания и современное состояние религиоведения в России. Материалы конференции (Москва, 2000-2001). М.: Рудомино, 2002. -С. 47-55.

134. Плеханов Е. Религиозное образование в отечественной педагогической культуре //Alma mater. 2003. - № 10. - С. 26-32.

135. Подопригора Р.А. Государство и религиозные организации в сфере образования: зарубежный опыт // Религия и право. 2003. - № 2. -С.12-15.

136. Положение о Всероссийском конкурсе авторских образовательных программ по истории и культуре христианства для дополнительного образования детей и молодежи // Внешкольник. 1999. -№ 3. - С. 3.

137. Положение о конкурсе «Христианство: история и современность» // Внешкольник. 2000. - № 7 - 8. - С. 17-19.

138. Польское К., священник. Мы открыты для диалога // Высшее образование в России. 2000. - № 4. - С. 74-79.

139. Понкин И.В. Правовые основы преподавания православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в вопросах и ответах / Институт государственно-конфессиональных отношений и права. М., 2003.

140. Понкин И.В. Демография: зарубежный опыт правового регулирования. М.: Изд-во Учебно-научного центра довузовского образования. - 2005. - 80 с.

141. Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. М.: Про-Пресс. - 2003. - 416 с.

142. Понкин И.В. Теологическое образование в государственном университете: Зарубежный опыт правового регулирования. М.: Изд-во Учебно-научного центра довузовского образования. - 2004. - 130 с.

143. Попов Л. Драма духовности: о роли религиозных учений в воспитании // Народное образование. 1997. - № 5. - С. 63-64.

144. Попов Л.А. Нравственное воспитание и религия // Педагогика. 1999.-№6.-С. 109-114.

145. Православие и образование: курс изучения религии как предмета идентичности и культуры. Доклады семинара. Волос, 15-17 мая 2004 г. М.: Издательский дом «К единству!» Международного Фонда единства православных народов. - 2005. - 288 с.

 
PR-CY.ru