Религии народов Америки - Страница 9
Человеческие жертвоприношения характерны для цивилизации ацтеков и коренятся не в какой-то особенной жестокости, но в представлении об остром истощении космоса. Объяснение этому легко найти в ацтекском мифе о сотворении мира. В начале все было безжизненно, и правила тьма. Боги объединились, чтобы найти решение, как дать миру свет. Двое из них предложили в жертву себя – один стал луной, другой – солнцем, но оба были мертвы и неподвижны. Тогда остальные боги решили пожертвовать часть своей крови, чтобы напитать их. Поэтому люди обязаны бесконечно воспроизводить божественное жертвоприношение, дабы обеспечить непрерывность жизни и существования мира. Напитать бесконечное движение солнца человеческой кровью было необходимо для его ежедневного появления.
![]() |
Человеческое жертвоприношение. Кровоточащее сердце, вырванное из груди жертвы, становится небесным телом. Иллюстрация из Кодекса Маглиабечи (Национальная библиотека, Флоренция). |
Ацтеки регулярно организовывали «войну цветов» с целью раздобыть пленных для жертвоприношений. Помимо умерщвления огнем, стрелами или отрубанием головы, наиболее распространенной формой жертвоприношения было вырезание сердца у еще живой жертвы. Символика сердца соответствовало символике космической энергии. Вероятно, жертвы и воины не страшились смерти, по крайней мере, они верили, что станут приближенными солнца. Кстати, поскольку центром религиозной системы был солнечный диск, то индейцы в своих технических достижениях никогда не использовали колесо.
![]() |
Религиозный центр, Теночтитлан (схема). |
Теночтитлан, современный Мехико, крупный городской культурный центр доколумбовой Америки, был построен по строгому плану. Культовые сооружения (храмы-пирамиды, площадки для игры в пелоту) были расположены вдоль улиц, пересекавшихся под прямым углом, по образцу ацтекских городов. Великая пирамида. На ее вершине располагалось святилище Тлалока, бога молнии и дождя, и Уицилоночтли, племенного божества ацтеков. С другой стороны улицы ей соответствовала круглая пирамида луны. Вершина пирамиды, место жертвоприношений. Монументальные лестницы и террасы позволяли устроить грандиозное зрелище: процессия, несущая жертвенные дары или сопровождающая людей, которых должны были принести в жертву, медленно поднималась на вершину. Тела жертвы сбрасывались к подножию пирамиды, где собравшаяся толпа иногда позволяла себе акты каннибализма.