Религии народов Америки - Страница 8

Пантеон ацтеков в целом был чрезвычайно разнородным, поскольку соединял три традиции: наследие классической древности (Кецалькоатль), тольтеков (Тескатлипока) и, наконец, первобытных ацтеков (Уицилопочтли). Ацтеки смотрели снисходительно на туземные религии, считая, что эти божества восходят к тольтекам, и стремились соединить основных богов в единую теологическую систему. Основными богами были: Ометекутли, бог двойственности и высшее божество, остальные боги исходили от него, и их культы не терпели изображений; Кецалькоатль, бог-цивилизатор; Уицилопочтли, бог войны, солнечный бог и племенной бог первобытных ацтеков, он считался также олицетворением голубого, ясного неба; Тлалок, бог дождя и грома, главный бог плодородия; Чикомекоатль, богиня кукурузы; Шипе-Тотек, богиня весеннего обновления; Тонакасицатль, богиня-мать, а также другие, второстепенные боги.

 

Ацтеки выработали наиболее цельное представление о мире (космологию). Они считали, что земля – диск, окруженный водой, расположенный в центре вселенной и разделенный вертикально и горизонтально. По вертикали выделяли тринадцать слоев в мире, расположенном выше земли, и одиннадцать – в мире ниже земли (хтоническом). Эти миры были похожи на две ступенчатые пирамиды, обращенные вершинами вверх и вниз и соприкасающиеся основаниями. Самая нижняя сфера мироздания называется миктлан – царство мертвых. По горизонтали мир разделяется на четыре части, похожих на сыновей изначального божества и ассоциировавшихся с разными цветами. Красный Тескатлипока был востоком, плодородной землей и землей жизни; черный Тескатлипока был севером, зимой и ассоциировался со смертью; белый Кецалькоатль был западом, царством старости и рождения; синий Уицилопочтли символизировал юг. Однако равновесие четырех частей было нарушено борьбой между Кецалькоатлем и Тескатлипокой.

Ритуалы занимали важное место в жизни обществ доколумбовой Америки, поэтому там существовало многочисленное жреческое сословие. Жрецы набирались из высших слоев общества, воспитывались в кальмеках, специальных школах. Школы размещались за оградой культовых центров, вблизи храмов. Умерщвление плоти и аскеза, а также изучение священных песнопений, письменности и астрологии составляли основную часть их программы. Наибольшим уважением пользовались жрецы, хранившие и умножавшие знания по астрономии, письменности, медицине и гаданиям. Жречество было в первую очередь хранителем культуры и только затем уже организатором религиозной жизни. Жрецы, только совершавшие жертвоприношение, считались низшими. Однако потребность в священнослужителях была велика, ввиду многочисленных праздников, главным образом связанных со сменой времен года и сельскохозяйственным циклом. Требовалось немало человеческих и иных жертвоприношений. Некоторые формы культа не требовали участия жрецов, например культ хуакас («властей») в империи инков, то есть культа отдельных мест (пещер, гор, источников или камней) и священных предметов.

Ритуальная игра в пелоту, называвшаяся тланчли, была одним из основных ритуалов как у майя, так и у ацтеков, поскольку была связана с их концепцией мира. Крестообразная с закругленными краями площадка для игры бала разделена на четыре сектора, то есть являлась моделью мира (космограммой). Поля игры символизировали узкие проходы в подземном мире, которые должно пересечь солнце (мяч), чтобы опять появиться на востоке и восстановить мир. Игра заключалась в перебрасывании каучукового мяча через кольца в двух боковых стенах; игроки ни в коем случае не должны были касаться мяча руками, но только головой, плечами, боками, бедрами или ногами. Состязание двух команд символизировало основное космологическое противостояние дня и ночи. Проигравшие приносились в жертву после игры, то есть игра в пелоту была обрядом, предшествующим жертвоприношениям.



 
PR-CY.ru