Тема 3. Государство и Церковь в Византии эпохи первых Вселенских соборов

  1. Римская империя в IV–V вв. и принятие христианства в качестве государственной религии.
  2. На пути к симфонии священства и царства: вселенская Церковь во вселенской империи.
  3. Христологические споры V в. и Третий Вселенский собор в Эфесе.
  4. Монофизитство и Халкидонский собор.
  5. Симфония императора Юстиниана.

1. Римская империя в IV–V вв. и принятие христианства в качестве государственной религии.

Началом признания христианства в качестве государственной религии считается 311 г., когда в Никомидии соправители Римской империи Галерий, Константин I и Лициний подписали эдикт о веротерпимости в отношении всех религий, в том числе и христианства. В соответствии с новым эдиктом о веротерпимости, подписанном Константином и Лицинием в Милане в 313 г., христианам возвращались все имущество и церкви повсеместно и безвозмездно. Множеству богов Миланский эдикт предпочитал некое «высшее божество».

О Миланском эдикте следует сказать подробнее. В начале IV в. христианство исповедовало не более одной десятой части населения Римской империи. Однако христиане к этому времени уже успели создать крепкую организацию с мощной материальной базой, поскольку и богатые, и бедные люди не скупились на пожертвования в надежде на загробное блаженство. Правители понимали сдерживающую роль христианской Церкви и тоже одаривали ее привилегиями и земельными наделами. В результате к началу IV в. она обладала десятой частью всех земель империи. А самым значительным имуществом обладали коллегии и создававшиеся вокруг них христианские общины, специализирующиеся на ритуалах захоронения

Языческая религия, требуя лишь соблюдения внешних обрядов, оставляла простор для свободы мысли, христианство же требовало безоговорочного признания установлений догмы. Поэтому именно такая религия была наиболее подходящей идеологической базой для монархии, возглавляемой «святейшим» императором, который, к тому же, считался верховным жрецом (Pontifex Maximus), защитником традиционных верований.

На язычников христиане наводили страх и неприязнь своей скрытностью из-за особенностей богослужения, непримиримостью к иным религиозным представлениям, открытым непочтением к богам традиционной религии. Бытует мнение, что римские императоры были организаторами гонений на христиан, отвергавших отечественных богов. В реальности же основные причины гонений следует искать не на государственном, а на муниципальном уровне; они почти всегда были вызваны имущественными спорами, сопровождавшихся погромами.

На муниципальном уровне, в коллегиях, эти споры не всегда можно было разрешить мирным путем, опираясь на законодательство, поскольку у префектов не хватало для этого ни полномочий, ни желаний. Поэтому они апеллировали к верховной власти. Ответные меры со стороны властей были не всегда адекватными, и христианский клир использовал эти ситуации для того, чтобы выступать от имени несправедливо обиженных. Оказывая пострадавшим благотворительность из пожертвованных средств, христианские пресвитеры (а затем и епископы) привлекали на свою сторону язычников, вводя их в ранг «верных». Обряд посвящения при этом был таинственным, и эта таинственность особенно ярко проявлялась в обрядах захоронения.

 



 
PR-CY.ru