Тема 3. Государство и Церковь в Византии эпохи первых Вселенских соборов - Страница 3

Гонения на христиан на Востоке связаны, прежде всего, с политикой Галерия в подвластной ему области. Однако даже он счел за лучшее разрешить христианам свободу богослужения под условием, чтобы они ничего не предпринимали против существующего порядка, пока союз Константина и Макценция на Западе не обернулся для него опасностью.

Макценций в начале своего правления, чтобы расположить в свою пользу римский народ, поддерживал в Риме христиан, но, видимо, ошибся в своих расчетах, так как вскоре счел за лучшее опираться на языческую часть населения, а христиан преследовать. Это связано с тем, что христиане, состоявшие уже в основном из привилегированных слоев населения, не могли служить ему надежной опорой. В 312 г. он погиб в Тибре, сражаясь с Константином. Но из-за его антихристианской политики симпатии всех христиан перешли на сторону Константина, а война между ним и Макценцием получила значение борьбы христианства с язычеством, и, стало быть, победа Константина – это победа христианства.

Изданный 30 апреля 311 г. эдикт императора Галерия (от его собственного имени и от имени Константина и Лициния) был первым несомненным документом в пользу христиан. Язык этого документа может быть признан образцовым в отношении двусмысленности. Его смысл в том, что христиане якобы отступили от религии предков, что они уклонились от собственных древних утверждений. А дело в том, что многие христиане отказывались от христианства, когда начинались гонения, и вновь вступали в христианские общины с их прекращением. Галерий своим эдиктом хотел показать, что государство никогда ничего не имело против христианства в его первооснове, но не потерпит отступлений от признанной законом совокупности древних религиозных христианских установок. Однако эдикт Галерия предоставил христианству только право на существование, оставив в силе прежние распоряжения, запрещавшие язычникам переходить в христианство. Поэтому на основании этого эдикта власти могли потребовать, чтобы христиане не обращали других в свою религию.

Поскольку императорские эдикты распространялись префектами, то они сопровождались их комментариями, и каждый действовал в пределах своей компетенции. Основываясь на тексте эдикта Галерия, можно увидеть, что был установлен строгий status quo, гласящий о том, чтобы те, которые уже принадлежали к христианству, держались его, но если возвращались к традиционным религиям, вновь принимать христианство уже не смели.

И это обстоятельство уясняет истинный смысл Миланского эдикта 313 г. Он отличался от эдикта Галерия 311 г. тем, что в нем отменялись различные условия для принятия христианства, которые были установлены предыдущим эдиктом. С особенным ударением императоры не раз возвращаются к той мысли, что отныне христианство не будет подвергаться никакому притеснению. В частности, авторы сделали распоряжение о безвозмездном возвращении христианам места богослужебных собраний, которые были отняты у них во время последнего гонения. Если же богослужебные здания окажутся проданными в частные руки, то настоящие собственники могут требовать себе вознаграждение не от христиан, а от казны, в размере той суммы, которую они заплатили.

 



 
PR-CY.ru