Тема 3. Государство и Церковь в Византии эпохи первых Вселенских соборов - Страница 5

Личность Константина I вообще признается противоречивой. В пользу христианства он осуществил ряд положительных деяний, и кроме отмеченных эдиктов прекратил также языческие игры, отменил казнь через распятие, разрешил освобождение рабов и т.д. Христианская Церковь всегда считала Константина своим благодетелем и не уничтожала его статуи (конная статуя Марка Аврелия в Риме сохранилась лишь потому, что в Средние века ее принимали за изображение Константина I). При нем Иерусалим вновь стал называться этим именем вместо названия (Элия Капителина), данного ему при императоре Адриане. А своим зарождением императорский христианский культ обязан его матери Елене.

До своего брака с Фаустой, дочерью Максимина, Константин жил с простой женщиной Минервиной, от которой у него был сын Крисп. От Фаусты у Константина I было три сына: Константин II, Констанций II и Констант. Крисп проявил себя как полководец и правитель, однако в 326 г. Константин I внезапно велел его арестовать и убить. Предполагают, что он заподозрил в его лице соперника. Однако не исключено, что Крисп погиб из-за наветов Фаусты либо как соперник ее сыновьям, либо она отомстила ему за то, что Крисп отверг ее как любовницу. Елена же, мать Константина I, отомстила Фаусте за гибель любимого внука: донесла Константину, что та имеет любовника – раба с конюшни. Константин I расправился с ней, столкнув в бассейн с кипятком (по другим версиям – удушил в бане). О жестокости, коварстве и подозрительности Константина I говорит и факт убийства им в 326 г. своего 12-летнего племянника Лициниана, сына Лициния и Констанции I, сводной сестры Константина. Видимо, он опасался мести взрослого племянника за смерть своего отца.

Рим Константин не любил и в 324 г. основал новую столицу империи – Константинополь (ныне Стамбул), построенную на месте древнего греческого города Византий. Чтобы придать блеск новой столице, из Рима привезли много статуй. Правда, в 325 г. Константин начал и в Ватикане строительство собора святого Петра, которое продолжалось до XVI в.

История присвоила Константину I имя «Великий», а Церковь за его услуги, оказанные ей, именует его равноапостольным, т.е. подобному апостолам. Однако созданная им государственная система вскоре распалась: империя была разделена между тремя его сыновьями, ставшими Августами. При этом Константин II и Констант поддерживали решения Никейского собора, а Восток во главе с Констанцием II – арианство. Примирить эти группировки попытался 35-й папа римский Юлий I. Он созвал в 343 г. поместный собор в г. Сердике (ныне София). Здесь в основном были представители Запада и, естественно, Никейский символ веры был подтвержден, арианство вновь осуждено как ересь. Римскому папе обосновали примат (верховенство) над всеми епископами, что отныне считалось освященным данным Собором. Восток с этим не согласился, и в Сердике западный епископат отделился от восточного. Произошел первый раскол между Западом и Востоком.

Сыновья Константина I оказались людьми алчными и порочными. Не прошло и трех лет после смерти отца, как они затеяли между собой перераспределение империи. Вначале Констанций II вступил во владение Константина II, заманил его в засаду и убил, сбросив тело в реку. У Константа в 350 г. на пиру власть отнял воин-варвар Магнеций, которого здесь же провозгласили императором и Августом, а бежавшего Константа настигли и убили. В Иллирии внезапно объявился еще один император – Ветранион, который стал императором благодаря интригам дочери Константина I Константины и ее матери Фаусты. Ветранион (к тому времени уже пожилой человек) был опытен в военном деле, но бесхитростен и «прост до глупости». Констанций II переиграл его дипломатически – Витранион сам сбросил с себя корону и запросил милости у Констанция II. Тот великодушно его простил, сослал в г. Прузу, где Витранион спокойно прожил еще шесть лет в роскоши.

 



 
PR-CY.ru