Тема 3. Государство и Церковь в Византии эпохи первых Вселенских соборов - Страница 4

Особого внимания заслуживает тот факт, что на протяжении всего текста указа главный акцент делается именно на соблюдении принципа веротерпимости по отношению ко всем религиям, без умаления какой бы то ни было веры. Не вызывает сомнения, что религиозный мир в империи считался одним из непременных условий мира гражданского.

В целом текст эдикта содержит больше риторики, чем предоставления христианам реальных прав и свобод. Настоящие условия для христианизации обеспечивал не столько сам эдикт, сколько последующие меры Константина и его последователей. Причем эти меры были направлены на дальнейшее развитие его главной идеи – поставить христианство в равные условия с другими религиями и обеспечить поддержку государству со стороны христианской Церкви и самих христиан.

Считается, что данный эдикт признавал христианство в качестве государственной религии. Но это противоречит тексту документа, который предоставлял полную свободу вероисповедания всем религиям. Равновесие нарушено было тем, что государь решил дать своим детям христианское воспитание. Поэтому каждому стало ясно, что христианство стало религией государя, а для многих воззрения правителя имели (и продолжают иметь) большое значение. Но Константин оставался язычником до конца жизни и крестился, если верить преданию, только за несколько дней до смерти.

В восточной части империи в это время шла борьба между александрийским пресвитером Арием и епископом Александром. Константин опасался, что раскол в Церкви вызовет брожение в империи, и решил провести собрание епископов всех территорий, чтобы найти единые решения, обязательные для всех христиан. Это собрание епископов в Никее вошло в историю под названием Первого Вселенского собора. Собор осудил арианство, принял догмат о троичности Бога. Кроме того, здесь постановили, что христианская Пасха обязательно празднуется отдельно от иудейской, а именно в первый воскресный день недели, следующий за первым после мартовского полнолуния и солнечного равноденствия. Если же полнолуние в это время приходится на пятницу, субботу или воскресенье, то празднование переносится на следующее воскресенье. Иначе говоря, Пасха является «кочующим» праздником, поэтому для определения дня Пасхи составляются специальные таблицы (пасхалии) на много лет вперед. Ряд христианских Церквей составляют пасхалии по юлианскому календарю, составленному при Юлии Цезаре, а католические – по григорианскому, составленному при папе Григории XIII, отсюда расхождение во времени празднования Пасхи различными Церквами.

Арианство же, несмотря на поражение на Никейском соборе, не исчезло. Более того, Константин I с целью сохранения империи лавировал между противниками. Под влиянием своей сводной сестры Констанции I он даже освободил Ария и его сообщников из заточения, собрал ариан в Трире в 335 г., где был осужден Никейский символ веры. А под конец жизни, если он и принял крещение, то не от православного священника, а из рук арианина Евсевия, ставшего его тайным советником.

 



 
PR-CY.ru