Тема 9. На пути к российской имперской идее - Страница 10

Именно к этой формуле постоянно обращаются писатели периода феодального дробления Киевской Руси. Идейная борьба с исторически обусловленным распадом государства нашла отражение в «Поучении» Владимира Мономаха – великого киевского князя (внука Ярослава Мудрого и византийского императора Константина Мономаха), который стремился вновь объединить Киевскую Русь под своей властью и отразить внешнюю опасность. Мономах требовал от князей трудолюбия и правдолюбия, заботы о хозяйстве и воинской доблести, призывал их к верности взаимным договорам. Автор задавался вполне осознанной целью идеализировать себя в качестве справедливого правителя, опытного хозяина и примерного семьянина.

Итоги развития словесной художественной культуры Киевской Руси нашли свое лучшее воплощение в «Слове о полку Игореве», созданного неизвестным автором. Идейная сила «Слова» состояла в том, что оно пыталось противопоставить политической действительности высокий, хотя и несбыточный идеал. Подобно летописцу Нестору, автор «Слова» возвышается до осознания национальной общности славян, однако теперь осознание отрицательных последствий феодальной раздробленности чувствуется острее, тем более что это историческое явление продолжает развиваться и становится необратимым.

2. Государство и религиозные институты в период господства Золотой Орды.

Хотя в результате монголо-татарского нашествия русская Церковь понесла серьезный урон, в отличие от Западной Европы военное разорение не сопровождалось религиозными притеснениями. Напротив, с самого начала Церковь оказалась под ханским покровительством, что предопределило ее особое место в политической системе Золотой Орды. Наиболее важным явилось наделение Церкви налоговым иммунитетом. Это означало, что из всех податных и рекрутских росписей, охвативших все население в 1258–1259 гг., ордынские чиновники сразу же исключили лица, так или иначе связанные с церковной организацией.

Впоследствии привилегии Церкви были подтверждены особыми иммунитетными грамотами, выданные церковным начальникам золотоордынскими правителями – так называемыми ханскими ярлыками. Эти ярлыки по своему первоначальному смыслу имели значения охранительных актов. Они содержали ссылку на установления (Яссу) Чингизхана и его преемников в отношении религии и духовенства, которые последующие ханы не считали себя вправе нарушать. Ими подтверждалось освобождение церковных людей от всех видов податей, торговых пошлин, содержания ордынской администрации, военной и ямской службы и прочих повинностей. Иммунитетные права духовенства распространялись также на их семьи. Причем освобождение распространялось не только на собственно духовенство и церковнослужителей, но и на многочисленное население архиерейских и монастырских вотчин.

Кроме того, ханские ярлыки подтвердили право архиерейского суда по всем делам над людьми, пребывающими в церковном ведении. Также устанавливалась полная свобода митрополита в назначении на духовные должности (инвеститура). Более того, всем нарушителям привилегий Церкви и неприкосновенности церковных владений ханские ярлыки грозят смертной казнью.

 



 
PR-CY.ru