Тема 9. На пути к российской имперской идее - Страница 6

Епископским кафедрам и соборным храмам отчислялась и часть княжеских доходов, уплачиваемых от имени всего населения. Это постепенно трансформировалось в ренту с определенных административных единиц, сословных групп и видов хозяйственной деятельности. Данная рента приобретала форму вотчинного права, положившего начало формированию обширного фонда церковных земель.

Сходным образом протекало формирование монастырской земельной собственности. Причем монастыри обрели собственные земельные владения даже раньше, чем епископские кафедры. В отличие от византийских монастырей, которые в большинстве своем являлись ктиторскими (т.е. частными), русские монастыри XI–XIII вв. были в основном княжескими, потому что основывались князьями за счет их собственных средств и наделялись земельными угодьями. Поэтому создатели византийских монастырей считали их собственным источником дохода, в то время как на Руси у князей, как правило, не возникало нужды в корыстном отношении к монастырям. Более того, в ряде случаев бояре, приняв в своем монастыре монашеский постриг, отдавали ему все свои вотчины. Все это не только способствовало усилению экономических позиций и социальной роли Церкви, но и сделало церковную иерархию более независимой от княжеской власти.

Материальное обеспечение приходского духовенства имело существенные отличия. Казенное содержание, именовавшееся ругой, было лишь у наиболее значительных церквей, находящихся на собственных княжеских землях. Некоторым доставалась десятина из городских податей. Еще меньше было тех, которые обрели земельную собственность. К ним относились, главным образом, соборные храмы. В большинстве приходских церквей духовенство и притч получали содержание исключительно за счет прихожан. Оно слагалось как из добровольных пожертвований, так и обязательных сборов, осуществляемых священниками. Обычай добровольных даров, приносимых прихожанами в дни, предшествующие большим праздникам, был широко распространен в Византийской империи. Он восходил к первым векам христианства и назывался кануном (в переводе с греческого – корзина). Позднее наименование дара перешло в обозначение самого предпраздничного дня, когда этот дар приносился. Но ввиду явной недостаточности одних добровольных пожертвований для содержания приходского клира духовенство прибегало к принудительным сборам средств с населения. В домонгольское время такой сбор проводился три раза в год: на Пасху, Рождество и в Петров пост. Плата духовенству за совершение церковных треб на Руси в тот период также практиковалась, но еще недостаточно широко.

Все это нашло отражение в расширении пределов церковной юрисдикции, узаконенной княжескими уставами. При этом судебные прерогативы не были узурпированы церковной иерархией, а добровольно передавались ей князьями. Характерной особенностью было то, что наряду с собственно русско-славянской правовой системой, представленной сводом норм «Русской Правды», существовали элементы римско-византийского права. На Руси получили распространение переводные сборники законов «Мерило правосудия» и «Закон судный людем». В их основе лежали византийские правовые кодексы: «Эклога», составленная при императоре Льве III Исавре в 726–741 гг., и «Прохирон», утвержденный в 879 г. императором Василием I Македонянином.

 



 
PR-CY.ru