Тема 9. На пути к российской имперской идее - Страница 3

Конечно, Григорий VII воспринял эту просьбу с радостью, потому что возникла хорошая перспектива насадить католичество на Руси. Это была мечта многих его предшественников. Папа написал письмо Болеславу Польскому (врагу Генриха IV) с просьбой об оказании помощи Изяславу. Помогло это письмо или нет, неизвестно, но в 1076 г. умер Святослав, а добродушный Всеволод, не желая новой распри, заключил мир с Изяславом и уступил ему киевский престол, оставив за собой Чернигов. Изяслав же забыл о своем обещании папе римскому.

Всеволод также предпринял попытку сблизиться с Западом. В 1083 г. маркграф Генрих Длинный Штаденский обручился с его дочерью Евпроксией, принявшей имя Адельгейды. До достижения брачного возраста она воспитывалась в монастыре. Однако вскоре после свадьбы в 1086 г. молодой супруг скончался, и Адельгейда в 1088 г. стала супругой уже императора Генриха IV. Впоследствии она изобличала супруга и его ближайшую компанию в оргиях, разврате и связи с сатанинской сектой николаитов. На ее обнаженном теле нередко отправляли кощунственную мессу. Не выдержав этого, Евпроксия-Адельгейда после смерти Генриха IV вернулась на родину в 1106 г., постриглась в монахини и умерла в монастыре в 1109 г.

А тем временем племянники братьев-Ярославичей не согласились с их миром и изгнали мягкого характером Всеволода из Чернигова. Теперь Изяслав приютил его у себя в Киеве. В 1078 г. Изяслав вместе со своим сыном Ярополком и сыном Всеволода Владимиром Мономахом двинулись на Чернигов против племянников Олега, сына Святослава, и Бориса, сына Вячеслава. Дядья одержали победу, но Борис и Изяслав были убиты. После смерти Изяслава Киевский престол достался последнему сыну Ярослава, великому князю Всеволоду (1078–1093 гг.). И вновь племянники шли на дядьев, брат на брата. Спасением стал князь Владимир, сын Всеволода от дочери византийского императора, названный по имени деда Мономахом, что значит Единоборец. Он-то и стал автором знаменитого «Поучения» к детям (и князьям вообще), написанном им на склоне лет.

Несмотря на каноническую зависимость от Константинополя, церковно-политическое развитие Древней Руси шло вполне самостоятельно. Рубежи митрополии совпадали с границами государства, поэтому Русская Церковь была одновременно национальной и государственной организацией. Но в ее компетенцию входили только вопросы внутрицерковного управления, выделение новых епархий и основание епископских кафедр. Однако княжеская власть активно вмешивалась в образование новых кафедр, поэтому все епископские кафедры, подведомственные Киевскому митрополиту, создавались по инициативе князей и замещались их ставленниками. В удельный период каждый местный князь стремился иметь у себя собственное епископство, а киевские митрополиты этому не препятствовали. Поэтому на протяжении X–XIII вв. в составе Киевской митрополии было учреждено шестнадцать епархий.

Вместе с тем свое влияние на церковную жизнь Руси Константинополь мог осуществлять лишь при сохранении единства общерусской церковной организации. Поэтому ходатайство владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского об учреждении самостоятельной митрополии во Владимире около 1160 г. было решительно отклонено константинопольским патриархатом.

 



 
PR-CY.ru