НАРОДЫ МОРЯ - Страница 9

Хотя исследователи не сомневаются, что существовала базовая территория Лукки, в своём роде «родная земля», отдельные части её населения были широко рассеяны по Южной и Западной Анатолии и подчас проживали временно или постоянно в странах с формальной политической организацией. Из хеттских документов исследователям известно, что с того времени, как хеттская власть распространилась на государства Арцавы, луккийцы стали подданными хеттского царя, по крайней мере, номинально. Однако изучение тех же документов позволяет исследователям предположить, что эти подданные были плохо управляемы и часто проявляли враждебность по отношению к Хатти (молитвы Мурсили II во время чумы). Исследователи полагают, что луккийцы считались хорошими мореходами, они принимали участие в рискованных морских операциях против прибрежных городов Восточного Средиземноморья (на них жалуется Эхнатону царь Аласии) – ясное указание на то, что территория, которую они занимали или с которой проводили свои операции, включает береговую линию. Луккийцы упоминаются в надписях Рамсеса II о битве при Кадеше среди стран-союзников Хатти против Египта. Они также указаны в египетской надписи в списке этнических групп, которые участвовали в нападении на Египет во время правления фараона Мернептаха. В начале XII в. до н.э. последний царь Угарита, Аммурапи, сообщал в письме царю Аласии о том, что он беззащитен перед врагом, т.к. «все его корабли находятся в стране Лукка». Исследователи делают вывод, что термины «Лукка» или «страна Лукка» обозначают область, которая, беря начало от западного края Памфилии, охватывала Ликаонию, Писидию и Ликию (более поздние, классические наименования). Исследователи не исключают, что группа терешей (турши) – западно-анатолийского происхождения. Первый раз тереши упоминаются как союзники ливийцев, штурмовавших египетскую Дельту в правление фараона Мернептаха, о чём сообщает надпись на восточной стене храма Мернептаха в Карнаке. Они могли находиться среди захватчиков, напавших на побережье Египта при Рамсесе III, поскольку в Мединет-Абу есть изображение вождя терешей среди пленных врагов. Тереши не перечисляются среди вторгшихся групп в надписях, сопровождающих рельефы, но в надписи на стеле в Дейр-эль-Медине Рамсес III сообщает, что тереши были одной из чужестранных групп, приплывших «из середины моря». Сходство названия «тереш» со словом Таруиса, которое исследователи встречают в хеттских текстах как название страны или города в области Троады, позволяет исследователям предполагать, что эта группа происходит из Северо-Западной Анатолии. Рассматривается и альтернативная гипотеза: тереши связаны с тирсенами или тирренийцами, которые, согласно Геродоту, мигрировали из Лидии в центральную область Западной Анатолии, а оттуда переселились на запад Италии, где они якобы стали основателями новой этрусской цивилизации. Исследователи считают вполне возможным, что это предание отражает одно из предполагаемых передвижений на запад нескольких групп из народов моря после неудачного нападения на Египет при Рамсесе III. Однако большинство учёных считают, что этруски были автохтонной группой населения Италии.



 
PR-CY.ru