НАРОДЫ МОРЯ - Страница 6

В повести начала XI в. до н.э. («Путешествие Унуамона») морской торговец по имени Унуамон навлекает на себя гнев Бедера, князя чеккеров, правителя Дора, во время торговой экспедиции по сиро-палестинскому побережью. Корабли чеккеров преследуют его до города-гавани Библа, но библский правитель не разрешает чеккерам арестовать его. То, что чеккеры поселились в прибрежной долине Кармила, в Доре, подтверждает и «Ономастикон Аменемопа», который датируется около 1100 г. до н.э. Шекелеши впервые упоминаются среди союзников (или наёмников) ливийских племён, атаковавших египетскую дельту во времена фараона Мернептаха. Впоследствии они появились в списке народов моря, которые, согласно надписи на стенах храма Рамсеса III в Мединет-Абу, обвиняются в разрушении многих центров цивилизации бронзового века в Анатолии и Сирии и в последующем нападении на Египет. С большой степенью вероятности шекелешей можно отождествить с «народом шикалаи,  который живёт на кораблях», как сообщается в письме хеттского царя угаритскому царю, скорее всего, Аммурапи. Как и у других народов моря, история шекелешей после безуспешного нападения на Египет исследователям неизвестна. Исследователи полагают, что некоторые из них продвинулись в западном направлении, сначала создав поселение в Южной Италии, а затем в Сицилии. Греческие колонисты, прибывшие на Сицилию в VIII в. до н.э., встречали на юго-востоке острова людей, называвших себя сикелами. От них произошло название острова Сицилия. Исследователи считают вполне возможным, хотя и недоказуемым, что предки сикелов были представителями народа шекелеш. Наименование этнической группы деньенцев (данунитян) из списка народов моря в Мединет-Абу даёт исследователям повод для дискуссии о её происхождении. Выдвигались предположения о наличии связи между этнонимом «деньенцы» и одной из следующих исторических реалий: потомками микенских греков, называемых данайцами; библейским племенем Дан; страной Дануна, упоминаемой в амарнских письмах середины XIV в. до н.э. и, скорее всего, расположенной в Ханаане; страной Адана, находившейся в регионе, который в греко-римский период назывался Киликией. В гомеровском эпосе микенские греки называются ахейцами или данайцами (данаями). Египтяне для обозначения микенских греков взяли за основу второй этноним и произвели от него египетский вариант слова (это слово впервые было засвидетельствовано в летописях Тутмоса III (1479–1425 или 1490–1436 гг. до н.э.; позднее оно встречается в надписи на цоколе статуи Аменхотепа III (1390–1352 или 1402–1365 гг. до н.э.) в Ком-эль-Хеттане (Фивы) в прямой связи со списком топонимов материковой Греции (Микены, Фивы, Мессения, Навплион и т.д.)). Многие египтологи не сомневаются в том, что египетское слово означает «данаи». Но лишь некоторые из них считают, что деньенцы из надписи Рамсеса III в Мединет-Абу – это модифицированная форма того слова с тем же значением «данаи» (последняя точка зрения подвергалась серьёзной критике). Египетское слово, обозначающее этническую группу деньенцев (данунитян), в нормированной записи произносится как «дануна» или «деньен». Расхождение в транслитерации слов исследователи не объясняют возможным изменением орфографии за 200 лет, разделяющие эти две надписи.

 



 
PR-CY.ru