НАРОДЫ МОРЯ - Страница 7

Наиболее вероятный вывод исследователи относят к разным народам, деньенцы (данунитяне) никоим образом не связаны с данайцами. Каких-либо оснований рассматривать связь между деньенцами и израильским племенем Дан, насколько известно исследователям, не существует. Ханаанский вариант сомнителен по географическим причинам. Связь деньенцев с Киликией исследователи считают весьма вероятной. После крушения Хеттской империи район Аданы был колонизирован множеством греческих поселенцев. Этот исторический факт засвидетельствован найденной в деревне Чинекёй (в 30 км от Каратепе) царской надписью (лувийско-финикийская билингва конца VIII в. до н.э.). В лувийской части надписи страна Адана называется словом, лувийским эквивалентом хеттского слова «Ахея», «Ахайя». То же самое имя страны Аданы, т.е. Хийява, подтверждает новая находка в Арсузе (почти идентичные надписи на лувийском языке на двух стелах с изображением бога грозы). Однако в финикийской части билингвы из Чинекёя (а равным образом билингвы из Каратепе) жители Аданы (= Хийявы) называются данунитянами. О вешешах исследователям почти ничего не известно. В «Большом папирусе Харриса» говорится о том, что они были взяты в плен (как и шарданцы) и доставлены в Египет, а также о том, что они были расселены в Египте и поставлены на довольствие в виде еды и одежды. Далее, во второй части, приводятся этнонимы из списка Мернептаха, кроме шекелешей, которые уже фигурировали в списке Рамсеса III. Шарданцев и терешей, впрочем, исследователи встречают также в надписях из Мединет-Абу и в качестве как врагов (но не в главном списке), так и союзников египтян. На египетских рельефах шарданские воины изображаются в рогатых шлемах (между рогами находится штырёк с диском). Одеты они в короткие юбки, в руках держат круглый щит и копьё или меч. В XIV в. до н.э. шарданцы присутствовали в Библе. Есть свидетельства об их регулярных нападениях с моря на египетское побережье во время правления Аменхотепа III и Рамсеса II (1279–1213 или 1300/1290 – 1224 гг. до н.э.). Впоследствии некоторые из них поселились на побережье как мирные жители; многие из этих жителей вступили в войско фараона. Шарданские воины участвовали на стороне Египта в битве при Кадеше в 1274 г. до н.э. Во время правления Мернептаха, сына Рамсеса II, шарданцы вновь появились как противники Египта: они в союзе с ливийцами и вместе с другими этническими группами атаковали египетскую дельту. При этом другие воины-шарданцы воевали на стороне Мернептаха; исследователи полагают, что это были потомки ещё тех шарданцев, которые поселились в Египте при Рамсесе II. Во время наземных и морских перемещений народы моря в восьмой год царствования Рамсеса III (1177 г. до н.э.) шарданские войска сражались в Сирии как вспомогательные на стороне Египта. Исследователи полагают, что они были наёмниками. Но исследователям известно, что в этот период множество шарданских семей всё ещё проживали в Египте. Поэтому исследователи считают более вероятным, что шарданцы в египетском войске были не наёмниками, а подданными фараона. В «Большом папирусе Харриса» Рамсес III называет шарданцев среди народов моря, которых он победил, говорит об их последующих депортации и расселении в Египте.

 



 
PR-CY.ru