МОИСЕЙ

МОИСЕЙ (Моше) (от егип. «сын») – пророк библейский и вождь, возглавивший Исход из Египта, основоположник иудаизма. Он стоит у истоков национальной истории евреев. Моисей освободил еврейский народ от египетского рабства, предводительствовал в скитаниях по аравийской пустыне, дал евреям установления и законы. Он – их вождь и законодатель, но примечательно то, что хотя Моисей стоит гораздо ближе к историческому времени, чем патриархи библейские, в его жизнеописании элементов чудесного и необычайного гораздо больше, чем в сказаниях о них. Он от первого до последнего дня своей жизни стоит особняком как носитель великой миссии, и в его образе почти нет ни одной из тех общечеловеческих слабостей, благодаря которым портреты патриархов приобретают такую жизненную яркость. Главная мысль, заложенная в образе Моисея, это не реальность чуда, не цельность его образа, а мессианская идея (см. Мессианство). Мессианские верования составляют важную часть иудаизма, поскольку окончательная цель божественного промысла виделась в торжестве Израиля, из среды которой явится Спаситель Мессия. Но его появлению будут предшествовать смутные времена, которым Мессия положит конец, после чего наступит Царство Божие. Вот почему наиболее драматические моменты в истории еврейского народа понимались как «предвещающие времена», «родовые муки» Спасителя и порождали вспышки мессианизма, «дабы ускорить конец времен». Почетное место образ Моисея занимает и в христианстве, полагающем Иисуса Христа его прямым преемником и тем самым Спасителем из рода царя Давида, однако христианские представления о Спасителе существенно отличаются от иудейских. Образ Моисея, скорее всего, – плод фантазии не одного, а многих древних писателей, поскольку легендарный вождь евреев не только не вписывается в современную для него действительность, но и содержит ряд противоречий и просто нелепостей. Однако именно образ этого пророка является одним из самых колоритных в истории, несмотря на свою противоречивость и неясность. Он служит одной из самых распространенных тем в мировом изобразительном искусстве, литературе и музыке. Его жизни и трудам посвящены четыре книги Пятикнижия, связанные с Исходом из Египта. Этому косноязычному, загадочному, вспыльчивому человеку досталась странная доля. Жрец чужой веры, выкормыш ненавистных египтян, он был чужой своему народу – тому самому, который призван был спасти и вывести из египетского плена. В Библии смутно упомянуто, что за Моисеем числилась какая-то не совсем понятная вина перед Господом; недаром он так и не увидел Земли обетованной. Быть может, потому, что Моисей не принадлежал к семени Авраамову, и, хотя и получил возможность поглядеть своими глазами на землю, «текущую молоком и медом» (за все свои труды), войти в нее не имел права, ибо не ему она была обещана. Недаром Господь так заботится о доле Аарона, потомстве Аарона: «Скажи Аарону и сынам его», «объяви Аарону и сынам его», «приведи колено Левиново и поставь его пред Аароном священником, чтобы они служили ему». И практически ничего не говорит о потомстве Моисея, хотя и у него были дети – и от Сепфоры, и от эфиопки, которую он взял в жены ко общему возмущению: какое, мол, безобразие, совершенно посторонняя женщина! Поэтому образ Моисея остается не только одним из самых величественных в истории, но и одним из самых противоречивых. И не случайно возникают разные версии по поводу не только исторической достоверности личности Моисея, но и достоверности самого Исхода из Египта.

 



 
PR-CY.ru