МОИСЕЙ - Страница 4

Преодолевая все трудности, пророк, однако, и сам проявляет некоторые колебания в вере, и, видимо, поэтому ему не дано было вступить в Землю обетованную. Образ библейского Моисея  в целом противоречив и неясен. Большинство современных библеистов полагают, что в основе его истории лежат реальные факты, однако достоверные события там переплетаются с фольклорным материалом, что дает повод для сомнения в истинности этих повествований и возникновения различных версий происходившего. Библия, прежде всего, показывает выдающиеся качества вождя и организатора Моисея, которые проявились в том, что, выводя евреев из Египта, он выбрал самых способных и энергичных людей (независимо от имущественного положения и прочих сомнительных качеств) и поставил их начальниками народа. Иными словами, организовал народ по принципу армии, потому что он и впрямь делал из шумного и неорганизованного племени войско, которое должно было завоевать Землю обетованную. Моисей прекрасно понимал, что землю ту нельзя будет взять без боя. Но и к этому народ оказался не готов. Заповеди, полученные Моисеем на горе Синай, призваны были за короткий срок создать то, что обычно создается веками, – принципы, правила и традиции, совокупность которых и определяет понятие «народ». Но сам народ никак не хотел осознавать себя таковым. История этого пророка связана с царским указом, и потому очень символична. Идеи богоизбранности и верности Завету насаждались «сверху», огнем и мечом, и ни о каком милосердии со стороны Господа времени Исхода и покорения Ханаана речь не идет. Самих беглецов из Египта мало тревожили вопросы богоизбранности и единобожия. Им просто хотелось мирной и спокойной жизни, и, когда выяснилось, что земля, «текущая молоком и медом», по-прежнему маячит в очень отдаленной перспективе, а Египет остался безвозвратно позади, они, как это обычно бывает, начали тосковать по утраченному прошлому, которое сейчас казалось им вполне терпимым. Теперь уже манна (см. Манна небесная) не казалась чудом, и для устрашения народа Богу пришлось сначала накормить племя отравленными перепелами, а потом – поразить огнем лагерь по периметру. Но хуже всего была постоянная борьба за власть: сестра Моисея, пророчица Мириам (если она действительно была ему сестрой) настаивала на своем праве говорить с Богом напрямую, полагая себя ничем не хуже «этого чужака» (если он – «чужак, то какая она ему сестра?). На том же, судя по всему, настаивал и брат Аарон. В результате Бог устроил показательную расправу в шатре, призвав туда Аарона, Моисея и Мириам и недвусмысленно утвердив первенство Моисея. Ради этого он поразил Мириам проказой. Просить об исцелении сестры пришлось опять же Моисею! Аарона, что характерно, никакая кара не постигла. Не удивительно, что Моисей, в конце концов, не выдержал. Тогда Господь решил облегчить его участь, поделить ношу – велел собрать старейшин, чтобы «взять от духа, который на тебе, и возложить на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил». Не наделить их духом, а забрать у Моисея, словно он один способен был воплощать в себе дух, транслировать его. По велению Господа Моисей с горы Нево окидывает взглядом землю за Иорданом вплоть до Средиземного моря и благословляет все колена Израиля. Могила его неизвестна. В результате создается впечатление, что библейский Моисей – это, прежде всего, медиум, транслирующий Божественную волю, потому что он один имел возможность беседовать с Богом напрямую и получил от него Скрижали с заповедями (даже праотец и патриарх Авраам удостоился стоять лицом к лицу лишь с ангелом). Более того, он был единственным, кто не просто имел возможность получить откровение от Господа, но общался с Ним постоянно, в течение длительного времени, пока не закончился Исход из Египта. История Моисея немного напоминает историю принца Гаутамы, ставшего Буддой. Но Будда видел выход из круговорота страданий в неделании и отсутствии желаний, а Моисей предпочел срочную эвакуацию одного-единственного народа из египетского плена, словно именно в этом было решение всех мировых проблем. История неоднократно доказала, что таким образом проблемы не решаются, а только создаются. Образ Моисея и Исход из Египта стали сюжетом бесчисленных художественных полотен. С легендой Исхода из Египта и завоевания евреями Ханаана связано много выражений, ставших в русском языке крылатыми. Например, «Земля обетованная», «Золотой телец», «Иерихонская труба», «Кипеть молоком и медом» (или «Земля, где течет молоко и мед»), «Лицом к лицу», т.е. один против другого, в непосредственной близости с кем-либо, чем-либо («И говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим» – Исх. 33:11), «Манна небесная» как что-либо желанное, крайне необходимое, редкое, «Питаться манной небесной» в смысле – недоедать, не имея достаточно пищи. Много выражений вошло в сокровищницу русской культуры благодаря тому, что православие очень широко использовало этот и другие библейские сюжеты. Например, «Огненный столп» как чудесный знак, чудесное предзнаменование, «Око за око, зуб за зуб» (заповеди Моисея о повреждениях человеку: глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу – Исх. 21:24), «По морю (воде) аки по суху» – о легком преодолении какого-либо препятствия и т.д.



 
PR-CY.ru