ИУДЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 7

С распространением ислама значение палестинских иудейских общин постепенно ослабевало, но они продолжали пользоваться авторитетом (во многом благодаря своему географическому положению, которое делало их законными наследниками древней традиции). Отношения с вавилонскими гаонами у них были напряжёнными, поскольку гаоны претендовали на лидерство в иудейском мире и обладали для этого необходимыми интеллектуальными и финансовыми ресурсами. Отражением споров между представителями двух традиций исследователи называют послание Пиркоя бен Бабоя общинам Северной Африки и Испании (начало IX в.), обнаруженное в Каирской генизе. Пиркой бен Бабоя утверждал, что древняя палестинская традиция прервалась в VII в., и только вавилонские раввины сохранили подлинное предание. Он осуждал введение в синагогальное богослужение гимнографии (Пиркой бен Бабоя употребляет термин «маамад», который в эпоху гаонов обозначал пиюты). По его мнению, всё, что связано с молитвой, установлено мудрецами предельно точно, поэтому можно использовать только те благословения, которые приводятся в Талмуде. Пиюты же появились только в период гонений, когда было запрещено молиться обычным способом. Поэтому нельзя прерывать «Амиду» вставками пиютов не только простым молящимся, но и хаззану (кантору; особенно недопустимо вставлять прошения в первое и три последних благословения «Амиды»). Кроме того, гимнографы (пайтаны) нарушают запрет на публичное оглашение мистического учения (Маасе Меркава). В VII–IX вв. появляется два типа иудейских литургических книг: «Сиддур», содержащий основные молитвы суточного круга (как индивидуальные, так и общинные), галахические предписания и рубрики, и «Махзор» («Махазор»), являющийся дополнением к «Сиддуру» и содержащий тексты гимнов (реже молитв и чтений) в порядке литургического года (в позднесредневековой традиции, как полагают исследователи, в подражание христианским литургическим книгам появилось множество вариантов «Махзоров» – полных, которые обычно делятся на два тома («зимний» и «летний»), и кратких (с чинопоследованиями только самых главных праздников); поскольку «Махзор» предназначался, прежде всего, для хаззанов, в нём обычно не было предписаний о том, как совершать богослужение). Однако до XI в. чёткое деление иудейских литургических книг на «Сиддуры» и «Махзоры» исследователям провести трудно. Хотя в Каирской генизе исследователи обнаружили множество фрагментов анонимных «Сиддуров», составленных раньше IX в., самым ранним и полным считается вавилонский «Сиддур» («Седер») рав Амрама бар Шешны (ум. в 875 г.), составленный по просьбе некоего Ицхака бен Шимона из Испании. Этот «Сиддур», содержащий молитвы на еврейском языке с пояснениями и рубриками на арамейском, получил широкое распространение в Европе и лёг в основу сефардской литургической традиции.

 



 
PR-CY.ru