ИУДЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 46

Литургическая поэзия занимала важное место в богослужении периода Второго храма. В первую очередь, она была представлена псалмами и библейскими песнями. Исследователи не сомневаются, что часть из них использовалась в храмовом богослужении. В Кумране помимо канонических псалмов исследователи нашли, по крайней мере, 15 апокрифических, часть которых впоследствии помещалась в христианских переводах Библии (например, Пс. 151; Сир. 51:13–30). По модели библейских псалмов написаны «Благодарственные гимны». Раввинистическая гимнография (пиют) возникла в III–IV вв. Ранние тексты, в основном, анонимны. Древнейшим из сохранившихся исследователи называют гимн из папируса III в., посвящённый то ли разрушению храма, то ли празднику Шавуот. С конца IV в. появилось множество гимнов, написанных разными стихотворными размерами, с акростихами и проч. Первый пайтан (автор пиютов), известный по имени, – Йосе бен Йосе, составивший алфавитный гимн («Авода») на Йом Киппур. Классическим периодом в развитии палестинского пиюта стали VI–VIII вв. Исследователи считают, что стандартную форму пиюту придал Яннай, составивший больше 800 гимнов для суббот и праздников (самые известные – в жанре керовот и кедуштаот). К числу крупных палестинских гимнографов принадлежат Шимон бар Мегас, Элеазар ха-Каллир (Киллир), Йоханнан ха-Кохен и др. Их сочинения остались в составе богослужения даже после вытеснения трёхлетнего палестинского цикла чтения «Торы», ориентируясь на который, они составляли гимны. По сравнению с палестинской вавилонская традиция адаптировала гимнографию довольно поздно. Её расцвет был в IX–XI вв., когда прославились византийские гимнографы (Михаил бар Калев из Фив, Йосеф бен Авталион, Моше бар Хийя и др.). В X–XIII вв. возникли испанская и итальяно-ашкеназская школы пиюта. Как у сефардов, так и у ашкеназов практически каждый учёный раввин считал своим долгом перед общиной составлять литургические поэмы и гимны. При этом авторитетные раввины (например, Саадия Гаон, Маймонид) относились к гимнографии очень настороженно, полагая, что в ней содержится опасность искажения веры. В связи с этим в Средние века появились толкования на гимны, особенно ранние, поскольку язык и образы этих пиютов были уже малопонятными и сложными для восприятия. Новый всплеск интереса к гимнографии был связан с распространением лурианской каббалы, но в Новое время составление текстов стало редким, гимнография выходила из употребления. В современной практике используется лишь небольшая часть средневекового наследия. Исследователи отмечают, что жанры пиюта определяются по месту в службе. Выделяются пиюты к «Шма» и примыкающим к этой молитве благословениям (йоцерот и др.), пиюты к утренней «Амиде» (керовот к первым трём благословениям; кедуштаот к «Кедуше», и др.), пиюты в составе службы «Мусаф» (азхарот), пиюты к вечерней службе в субботы и праздники (мааравот, шивата). Из праздничных гимнов исследователи выделяют хошанот для процессий на праздник Суккот (читаются после «Мусафа» или «Халлеля»), покаянные селихот для дней поста (читаются после «Амиды» или на шестом благословении «Амиды»). К селихот обычно добавляются рефрены (пизмоним), которые предназначены для припевания общиной. На основе селихот были созданы кинот (плачи) для Поста 9 ава, которые отличаются от них только по содержанию (связаны с темой разрушения храма, рассеянием и т.п.). Исследователи отмечают, что для ашкеназской традиции характерны земирот – гимны, которые поются в пятницу вечером и после субботней трапезы. Впервые исследователи встречают их в «Махзоре Витри». Множество новых земирот были составлены каббалистами.



 
PR-CY.ru