ИУДЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

ИУДЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ – общее наименование литургических традиций раввинистического иудаизма. В научной литературе также используется термин «синагогальное богослужение», но исследователи считают его менее удобным, поскольку, с одной стороны, он исключает из рассмотрения домашние обряды и личные молитвы, играющие в иудаизме большую роль, с другой – не принимает во внимание то обстоятельство, что на раннем этапе истории раввинистического иудаизма синагоги как социальные институты не контролировались раввинами, которые, хотя и пользовались авторитетом в народе, были, по сути, лишь мудрецами – знатоками Закона Моисеева, вокруг которых собирались небольшие группы учеников (см. в ст. Иудаизм раввинистический). Научное изучение раввинистического иудаизма долгое время было затруднено отсутствием ранних источников. До начала XX в. учёные (Вольф (Веньямин) Гейденгейм, Леопольд Зунц, Абрахам Берлинер, Гордон Дестер Кауфман и др.) могли опираться, в основном, лишь на сведения талмудической литературы и небольшое число средневековых литургических книг и толкований (все старше IX в.). Поскольку они исходили из представлений об устойчивости и о консервативности иудейской традиции, позднеантичные и средневековые обычаи часто проецировались ими на период Второго храма, что приводило к искажённому пониманию не только истоков раввинистического иудаизма, но и его места среди других литургических традиций того периода (что, в свою очередь, отражалось и на понимании истоков раннехристианского богослужения). Новый этап изучения начался с публикации документов из Каирской генизы. Издание этих памятников, медленно продвигавшееся в течение XX в. (Шломо Шехтер, Луи Гинзберг, Дж. Манн, Исмар Эльбоген, И. Дейвидсон, Л. Финкельштайн), показало, что процесс формирования раввинистических обрядов и молитвословий был постепенным. Хотя многие элементы богослужения появились в период Второго храма, фиксация и окончательное оформление иудейского богослужения произошли только в талмудическую и даже постталмудическую эпоху (период гаонов). После детального изучения сохранившегося корпуса молитвословий периода Второго храма и сравнения его с корпусом средневековых иудейских молитв для исследователей стало очевидным, что проследить эволюцию одних текстов в другие, установить оригиналы тех или иных молитв, объяснить переход от одних форм богослужения к другим с помощью традиционных методов историко-литературной критики практически невозможно. Поэтому многие учёные от поисков прототекстов перешли к выявлению структурных оснований и моделей, по которым строились молитвы и литургические чинопоследования (Й. Хайнеманн, Э.Д. Голдшмидт, Эзра Флейшер, Чезаре Джираудо, Рувим Кимельман, К. Леонхард и др.).

 



 
PR-CY.ru