ИУДА - Страница 5

О принадлежности Иерусалима коленам Израилевым «Книга Иисуса Навина» и «Книга Судей Израилевых» дают противоречивые сведения: согласно Нав. 15:8; 18:28, Иерусалим входил в надел племени Вениамина; согласно Нав. 15:63, «Иевусеев, жителей Иерусалима, не могли изгнать сыны Иудины, и потому Иевусеи живут с сынами Иуды в Иерусалиме даже до сего дня»; согласно Суд. 1:8, колено Иуды захватило Иерусалим; согласно Суд. 1:21, «Иевусеев, которые жили в Иерусалиме, не изгнали сыны Вениаминовы, и живут Иевусеи с сынами Вениамина в Иерусалиме до сего дня». Исторические книги Ветхого Завета сообщают, что Иерусалим до времён Давида принадлежал нееврейскому племени иевусеев. Колено Иуды в эпоху железного века обитало в Южной Палестине. Иерусалим лежит на северной границе Иудеи; южной его границей является пустыня Негев, восточной – Мёртвое море. На западе Иудея граничит с филистимскими городами-государствами. Важнейшим городом до завоевания Давидом Иерусалима был, как полагают исследователи, Хеврон (первая столица Давида по 2 Цар. 2:11). Колено Иуды (как и два других южных колена Израиля – Симеона и Левия) отсутствует среди колен Израиля, перечисленных в древнейшем памятнике древнееврейской поэзии – «Песни Деворы» (Суд. 5). Никто из судей израильских не отнесён в «Книге Судей Израилевых» к колену Иуды; только Гофониил назван потомком Кеназа (Суд. 3:9–11); происходившие от него кенезеи вошли впоследствии в колено Иуды. Редкое упоминание Иуды в «Книге Судей Израилевых» дало основание ряду историков предположить, что первоначально союз племён, носивший имя Израиль, не включал племена Иуды, Симеона и Левия, и, таким образом, исследователи делают заключение, что политическое противостояние севера («Израиля») и юга («Иудеи») намного древнее, чем соперничество Израильского и Иудейского царств в IX–VIII вв. до н.э. Исследователи полагают, что это противостояние Иудеи и Израиля отражено в благословении Моисея (Втор. 33). Как самое могущественное из колен Южной Палестины железного века, колено Иуды вобрало ряд племён и родов, первоначально не относившихся к нему. Это исследователи видят из сравнения приведённых в Священном Писании и частично противоречащих друг другу генеалогических и географических списков. Так, в «Книге Иисуса Навина», где описываются границы территорий израильских племён, ничего не говорится о границах владений племени Симеона, а почти все «города» (селения), упомянутые в списке городов Симеона (Нав. 19:1–8), в другом месте (Нав. 15:20–63) упоминаются как «города Иуды». Очевидно, географические разделы «Книги Иисуса Навина» отражают ситуацию, когда колено Симеона вошло в состав Иудеи, и граница между их территориями стёрлась. Согласно Нав. 14–15 и Суд. 1:20, Хеврон, один из важнейших городов Иудеи, был передан Халеву, сыну Иефонниину. Халев выступает в повествованиях книге «Числа» и «Книги Иисуса Навина» как представитель и герой племени Иуды (см., например: Числ. 13:7).

 



 
PR-CY.ru