Словарь по иудаизму И ИУДА

ИУДА

ИУДА – четвёртый сын ветхозаветного патриарха Иакова от Лии, родоначальник одноимённого колена Израилева; праведный (память в Неделю св. праотец); название территории вокруг Иерусалима и к югу от него – место обитания колена Иуды. В словах Быт. 29:35: «(Лия)... зачала и родила сына, и сказала: теперь-то я восхвалю Господа. Посему нарекла ему имя Иуда», – представлена народная этимология, в которой имя Иуда связано с глаголом «восхвалять» (ср. также игру слов в Быт. 49:8: «Иуда! тебя восхвалят братья твои»). В этом случае имя Иуда исследователи соотносят с формой третьего лица единственного числа мужского рода имперфекта породы хофаль – «он будет восхвалён». Эта традиционная этимология в XX в. была поставлена под сомнение, в частности, из-за того, что в подобных формах должна происходить элизия звука «h». Альтернативная этимология была впервые выдвинута Эдуардом Майером. Слабым местом этой этимологии исследователи считают то, что в еврейском языке корень «hwd» представлен лишь в существительном «hod» – «слава», в то время как имя предполагает образование от глагольного корня. Обе этимологии рассматривают имя Иуда как теофорное, в котором конечное «ah» представляет собой остаток теофорного элемента. Таким образом, исследователи считают, что имя Иуда означает либо «(Бог) да будет восхвалён», либо «(Бог) да прославится». Имя Иуда в Священном Писании носят помимо патриарха ещё шесть человек, которые жили в послепленное время (упоминаются в «Книге Ездры» и «Книге Неемии»); в эпиграфике допленной эпохи мужское имя Иуда исследователям также неизвестно; в качестве географического названия (или этнонима) Иуда упоминается как в эпиграфике допленной эпохи, так и в месопотамских клинописных текстах VIII–VI вв. до н.э. Согласно библейскому повествованию, территория Иуды названа по имени колена, а оно – по имени патриарха. Ряд западных учёных XX в., сомневаясь в достоверности библейских повествований, предполагали обратное развитие: от названия территории – к названию проживавшего на ней колена, а от него – к имени его прародителя-эпонима. Эдвард Липиньски, а также некоторые другие сторонники этой гипотезы предлагают радикально иную этимологию имени Иуда – от араб. «ущелье». Среди сыновей Иакова Иуде предшествовали по старшинству Рувим (первенец Иакова), Симеон и Левий, однако в книге «Бытие» говорится о грехах старших братьев, и это указывает на то, что главным среди сыновей Иакова суждено стать именно Иуде. Рувим «переспал с Валлою, наложницею отца своего» Иакова (Быт. 35:22), и потерял своё преимущество (Быт. 49:4). Симеон и Левий обманом перебили жителей Сихема (Быт. 34), восстановив против Иакова и его сыновей окрестные народы (Быт. 34:30), и потому были осуждены отцом (Быт. 49:5–7). В повествовании об Иосифе (Быт. 37–50) Иуда выступает на первый план по отношению к остальным братьям (исключая самого Иосифа). В Быт. 37:26–27 Иуда советует братьям не убивать Иосифа, а продать его иноземцам («что пользы, если мы убьём брата нашего и скроем кровь его?») и этим спасает своему младшему брату жизнь. Раньше (Быт. 37:22) аналогичный совет («не проливайте крови; бросьте его в ров, который в пустыне») даёт Рувим, также с желанием спасти Иосифа.

 



 
PR-CY.ru