ИУДА - Страница 6

При этом Халев принадлежал к кенезеям (Числ. 32:12; Нав. 14:6, 14:14), которые в Быт. 15:19 упоминаются среди доизраильских жителей Ханаана, и их предок-эпоним Кеназ был потомком Исава (Быт. 36:10–11). Слова Нав. 15:13: «...Халеву, сыну Иефонниину, (Иисус) дал часть среди сынов Иудиных...», – также подразумевают, что Халев не относился к «сынам Иудиным». К кенезеям (сынам Кеназа) и родным Халева библейские генеалогии также причисляют Гофониила, потомкам которого принадлежит другой важный город Иудеи – Кириаф-Сефер (Нав. 15:15–17; Суд. 1:11–13), однако в Суд. 3 Гофониил упоминается как один из судей Израилевых. По мнению исследователей, эти предания отражают процесс слияния кенезейских родов с племенем Иуды. Согласно Суд. 1:16, к племени Иуды присоединились также кенеи – «сыны (Иофора) Кенеянина, тестя Моисеева». Этот союз племён и родов во главе с Иудой в исторической литературе иногда принято называть Большим Иудой (об истории колена Иуды и Иудейского царства после возникновения монархии см. в ст. Израиль древний). Иуда в еврейской традиции занимает важнейшее место среди сынов Иакова. Начиная с эпохи Второго храма слово «иудей» служит (само)названием всех евреев независимо от их генеалогии: «Никто не говорит: “я рувенит” или “я симеонит”, но “я иудей”». Так и апостол Павел, родом из племени Вениаминова (Рим. 11:1; Флп. 3:5), пишет о себе и своих соплеменниках: «Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники» (Гал. 2:15), а в книге «Деяния святых апостолов» называет себя иудеем (Деян. 21:39; 22:3). Мидраши гиперболически превозносят мудрость Иуды и его физическую силу: когда Иуда был в гневе, волосы у него на груди вставали дыбом и пронзали одежду, он клал себе в рот стальные прутья и выплёвывал их растёртыми в порошок. Когда Иуда в Египте спорил с Иосифом, его голос был подобен львиному рыку, разнёсся на 400 парасангов и был слышен в Ханаане. Мидраш оправдывает Иуду как в случае с Иосифом (Иуда собирался вернуть Иосифа отцу), так и в случае с Фамарью: Бог послал ангела, чтобы завлечь Иуду, ибо от его союза с Фамарью должны произойти великие цари. Голос Божий говорит Иуде: «Ты спас из огня Фамарь и двух её сыновей, клянусь твоей жизнью, что Я, за эту твою заслугу, спасу из огня трёх из твоих потомков: Ананию, Мисаила и Азарию».

 



 
PR-CY.ru