НИЯТ, нийат - Страница 5

Имамиты передают хадис от Имамов Ахл аль-Бейт (мир им): «Нет развода, кроме как по желанию. Нет развода, кроме как с [соответствующим] ниятом». Так же, как и в светском законодательстве, в исламской правовой системе проводится дифференциация между умышленным и непредумышленным убийством, т.е. при рассмотрении дел об убийстве принимается во внимание ният обвиняемого. Кроме того, ният также учитывается при рассмотрении дел о прелюбодеянии (зина). В связи с этим исследователи приводят в качестве примера некоторые судебные решения, вынесенные Али ибн Абу Талибом в соответствии с Сунной. В частности, в «Аль-Кафи» (раздел «Навадир», хадис 10) приводится следующий рассказ: «К Имаму Али (мир ему) привели мужчину и женщину, совершивших прелюбодеяние. Женщина поклялась, что её заставил мужчина. Имам (мир ему), приняв заверение женщины, не стал наказывать её». О другом таком решении упоминает шейх Муфид в книге «Китаб аль-иршад»: «Несколько человек пришли к Умару и заявили, что видели, как одна замужняя женщина изменила своему мужу. Умар приказал казнить её. Женщина, взывая к Аллаху, сказала: “Господи! Ты знаешь, что я невиновна!” Умар, рассердившись, спросил: “Ты опровергаешь свидетельство этих людей?” Имам Али (мир ему), наблюдавший за происходящим, сказал: “Подождите, быть может, у неё есть веская причина”. Когда её спросили о случившемся, она рассказала всё подробно: “Однажды я со своим соседом повела верблюдов к водопою. По дороге меня стала мучить жажда, но, сколько я ни просила у соседа воды, он ставил условие, что я должна сблизиться с ним. Поэтому, чтобы не умереть от жажды, мне пришлось согласиться на это”. Имам Али (мир ему) сказал: “Аллах Велик! „Но кто принуждён без нечестивости и своевольного непослушания – на том греха не будет“ (2:173)”. После этих слов Умар освободил женщину». В иудаизме принято до молитвы отложить дела и заботы и сделать нийат (кавана). Исследователи полагают, что под влиянием ислама в иудейских богослужебных свитках XI в. палестинского нусаха в Египте перед молитвой указано произнести басмалу «во имя Милостивого» («бшем рахум») – гебраизированным переводом арабских слов, после этого произнести «Господи, отвори губы мои и рот мой возвестит хвалу Тебе» (Пс. 50:17), а потом молиться молитвой амида. Там же обнаружен свиток Корана, записанный по-арабски еврейскими буквами, содержащий суру 1 и 2 и басмалу («бисмилляхи р-рахмани р-рахим»).



 
PR-CY.ru