НИЯТ, нийат

НИЯТ, нийат – понятие в исламском праве. «Ният» переводится как «намерение», «мотивация», «интенция» и трактуется как осознанное совершение какого-либо действия или отказ от его совершения с чётким осознанием цели и смысла действия либо воздержания от него. Ният играет ключевую роль в оценке поступков человека, в частности, влияет на богословско-правовое заключение относительно ритуальной и юридической силы того или иного действия (намаза, поста, брака, развода) или на решение исламского суда по уголовному делу. Как в суннитских, так и в шиитских сборниках хадисов приводится немало преданий касательно нията. Одним из наиболее известных хадисов, приводимых в суннитских (аль-Бухари, Муслим, Канз аль-Уммал) сборниках, является следующее изречение Мухаммада: «Я слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), сказал: “Поистине, дела [оцениваются] только по намерениям и, поистине, каждому человеку достанется только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение к Аллаху и посланнику Его переселится к Аллаху и посланнику Его, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся”». Данный хадис также приводится в трёх трудах суннитского учёного ан-Навави. Это «Сады праведных» («Рийад ас-салихин»), «Поминания» («Аль-Азкар») и «Сорок хадисов ан-Навави» («Аль-арба’уна хадисан ан-нававиййа»), в котором ан-Навави, в частности, цитирует высказывание одного из суннитских учёных Абу Дауда: «Поистине, тот хадис, в котором говорится, что дела оцениваются только по намерениям, составляет собой половину ислама, поскольку религия может быть либо явной, и это – дело, либо скрытой, и это – намерение». Ан-Навави также приводит комментарий основателей двух из четырёх канонических суннитских мазхабов – Ахмада ибн Ханбала и аш-Шафии: «Хадис, в котором сказано, что дела оцениваются только по намерениям, заключает в себе треть знания, объясняется же это тем, что раб может приобрести для себя что-либо посредством своего сердца, своего языка и различных частей своего тела. Таким образом, намерение, возникающее в сердце, является одной из трёх вышеупомянутых вещей». В своде аль-Бухари также приводится следующий хадис Мухаммада со слов Ибн Аббаса: «Поистине, Аллах определил хорошие и плохие дела и затем объяснил так: кто намерился совершить хорошее дело и не сделал его, тому Аллах записывает хорошее дело полностью, а если он намерился и совершил его, то Аллах записывает ему от десяти до семисот и больше хороших дел. Кто намерился совершить грех и не сделал его, тому Аллах записывает одно хорошее дело полностью, а если он намерился и совершил его, то Аллах записывает ему один грех». В ещё одном из шести канонических суннитских сборников хадисов (в своде ан-Насаи) также приводятся хадисы о нияте. Один из них, переданный со слов Абу Умамы Бахили, гласит: «Поистине, Аллах не принимает поступка, помимо того, который был [совершён] искренне ради Него и ради стремления к Его лику». В том же сборнике содержится и иной хадис Мухаммада от Абу Дарды, также связанный с темой намерений: «Кто ложится спать с намерением встать ночью на тахаджуд-намаз, но сон одолевает его, пока не наступает утро, ему записывается то, что он намеревался [сделать]. И сон его был подарком ему от Аллаха».

 



 
PR-CY.ru