НИЯТ, нийат - Страница 3

В частности, в «Аль-Кафи» содержится хадис: «Имам ас-Садик (мир ему) сказал: “Люди Ада будут ввергнуты в него навсегда, ибо их намерения в этом мире были таковы, что если бы они остались в нём навечно, они бы никогда не подчинялись Аллаху; а люди Рая будут вечно пребывать тем, поскольку их намерения в мирской жизни были таковы, что если бы они всегда оставались в ней, они повиновались бы Аллаху. Поэтому вечную участь люди получают по их намерениям”. А затем он процитировал аят Аллаха в Коране: “Скажи [, Мухаммад]: "Каждый человек выбирает свой путь, а ваш Господь лучше знает, кто избрал прямой путь"” (17:84). И пояснил его значение: “[Имеется в виду] его [избравшего прямой путь] намерение”». В «Аль-Махасин» есть похожий хадис имама ас-Садика: «Аллах воскресит людей, [судя их] в соответствии с их намерениями в Судный день». Как уже упоминалось, доброе намерение (т.е. хороший ният) в хадисах уже само по себе расценивается как праведное действие. В этом едины сунниты и шииты, и (так же, как в суннитских сводах) в шиитских сборниках также есть множество хадисов на эту тему. В частности, в «Макарим аль-ахлак» приводится хадис Мухаммада, обращавшегося к одному из сподвижников с такими словами: «О, Абу Зарр, стремись [имей ният] делать добро, даже если у тебя нет для этого возможности, а не то ты будешь занесён в число небрежных». Другой хадис Мухаммада, содержащийся в своде «Аль-Кафи», гласит: «Ният верующего лучше его действия, а ният неверующего хуже его действия, и каждый действует в соответствии с собственным ниятом». В хадисе имама ас-Садика, который приводится в книге «Илал аш-Шараи», разъясняется смысл данного изречения Мухаммада, согласно которому ният верующего лучше его действия: «Потому что действие может совершаться напоказ, однако только ният искренне обращён к Господу миров, и Всемогущий воздаёт по намерениям так, как Он не воздаёт за действия». Важно, что в хадисах ният фигурирует как всеобъемлющий, фундаментальный принцип. Так, в сборнике «Макарим аль-ахлак» приводятся слова Мухаммада, адресованные Абу Зарру аль-Гифари: «О, Абу Зарр, во всём, что ты делаешь, у тебя должен быть праведный ният, даже во время сна и приёма пищи». В компендиуме шиитских хадисов «Бихар аль-анвар» содержится хадис имама ас-Садика с аналогичным смыслом: «Искренность намерения важна для раба [Аллаха] в каждом его движении и состоянии покоя, ибо если бы это не было так, он бы был сочтён за небрежного». В таких шиитских книгах, как «Гурар аль-хикам», «Аль-Махасин», «Аль-Кафи» и «Бихар аль-анвар», также содержится немало хадисов четырнадцати безгрешных, в которых восхваляется праведный ният и порицается ният нечестивый. Ният принимается во внимание и учитывается при вынесении решения о юридической силе тех или иных действий – как в сфере поклонения (ибадат), так и в области социальной кооперации (муамалат). Ният расценивается в качестве необходимой и неотъемлемой составляющей намаза, без которого сам намаз недействителен.

 



 
PR-CY.ru