НИЯТ, нийат - Страница 4

Ният предшествует произнесению формулы «Аллаху Акбар», с которой начинается любой намаз. Исламские учёные (в том числе в пределах одной школы) разнятся во мнениях о том, следует ли при формулировке нията указывать, какую именно молитву читает человек, обязательная ли она или дополнительная, выполнена вовремя или в восполнение намаза, пропущенного ранее (када). То же самое правило действует и в отношении малого (вуду) и большого (гусль) ритуального омовения: человек должен совершать их с намерением выполнения предписанного шариатом омовения, а не просто из желания принять душ, умыться и т.д. Ханафиты при этом считают, что ният обязателен только для омовения, совершающегося водой, загрязнённой после питья животного или смешанной с пальмовым вином, и принимают намаз человека, совершившего омовение ради охлаждения или чтобы помыться. Как и у молящегося, у постящегося должен присутствовать ният соблюдения поста постольку, поскольку он является предписанием ислама. Некоторые муджтахиды требуют, чтобы во время месяца Рамадан такой ният был осознан до азана утреннего намаза (фаджр), иначе пост не считается действительным. Что касается добровольных постов вне Рамадана, то намерение соблюдать такой пост должно появиться до канонического полудня. В соответствии с положениями джафаритского и ханбалитского мазхабов, пост человека считается прерванным, если у него появился ният поесть или выпить воды в дневное время месяца Рамадан, даже если он не осуществил своего намерения. Во всех школах исламского права важным условием действительности никяха является согласие обеих сторон (и жениха, и невесты) на заключение брака. Тем самым и со стороны мужчины, и со стороны женщины должен присутствовать ният вступить в этот брак. Что касается развода, то в этом вопросе есть некоторые разночтения. Мухаммад Джавад Магнийя отмечает: «Согласно имамитской школе, развод, данный непреднамеренно, или по ошибке, или посредством жеста, не имеет силы». Абу Зурара утверждает, что ханафиты принимают в качестве действительного развод, инициированный любым человеком [мужчиной], кроме несовершеннолетних, лунатиков и умственно неполноценных. Таким образом, развод, данный посредством жеста, или в состоянии опьянения, вызванного употреблением запретного, или под давлением, по ханафитскому мазхабу действителен... Аш-Шафии и Абу Ханифа утверждали: «Ният не требуется в разводе».

 



 
PR-CY.ru