ХАНБАЛИТСКИЙ МАЗХАБ - Страница 10

Особенно прославился своей критикой суфизма Ибн Таймия, осуждавший суфийскую практику достижения экстаза с помощью музыки и танцев, народные верования, посещения гробниц с подношениями, клятвы и обращения к святым. Представление западных исламоведов о суфизме как о явлении, чуждом для религии ислама, появилось благодаря знакомству с трудами Ибн аль-Джаузи и Ибн Таймии. Некоторые исследователи отмечают, что принципиальных противоречий в области догматики между ранними суфиями и ханбалитами не было. Суфии высоко почитали основателя мазхаба Ахмада ибн Ханбаля. Так же, как и суфии-эзотерики, ханбалиты придают большое значение «отрешению от мирского» (зухд). Хоть ханбалиты-ваххабиты осуждали суфизм в том виде, который был распространён в Османской империи XVIII в., их учение не содержало открытых нападок на суфиев. Но для истинных ваххабитов, опирающихся на Коран, Сунну и богословов первых трёх веков ислама, суфизм был всё-таки «новшеством» и самым смертным грехом. Ханбалиты и шииты относятся друг к другу с неприязнью (впрочем, такое же отношение к шиитам и у остальных суннитов). После прихода к власти Буидов, поддерживавших распространение шиизма, в Багдаде имели место многочисленные стычки между жителями ханбалитского квартала Баб аль-Басра и шиитского района Карх. Шиитским шейхом аль-Муфидом (ум. в 1022 г.) было написано несколько сочинений с критикой ханбалитов. Его пропаганда имамитства привела к столкновениям имамитов и ханбалитов, и власти были вынуждены выслать его из Багдада. Появившиеся в XVIII в. ханбалиты-ваххабиты громили шиитские святилища, а шиитов – жителей Восточной провинции и вовсе причисляли к немусульманам-зимми. Противоречия между ханбалитами и Ибн Джариром ат-Табари и его последователями возникли по двум причинам. Во-первых, ат-Табари не включил Ибн Ханбаля в свой труд «Ихтиляф аль-фукаха» («Разногласия факихов»), поскольку считал его мухаддисом, но никак не факихом. Во-вторых, ханбалиты интерпретировали «достохвальное место» («макам махмуд») в тексте Корана как указание на то, что пророк Мухаммед будет сидеть на троне Аллаха, с чем не согласился ат-Табари. Однажды в мечети ханбалиты спросили его об Ибн Ханбале, на что он упомянул об его «неисчислимых противоречиях», отказался признать хадис о сидении на троне и в стихотворной форме выразил свою позицию по этому поводу. Разъярённые ханбалиты стали бросать в него свои чернильницы, а когда ат-Табари укрылся в своём доме, забросали его камнями. В конфликт был вынужден вмешаться глава полиции Багдада Назук Абу Мансур (убит в 929 г.). Вражда между ат-Табари и ханбалитами разгорелась настолько, что после его кончины в 923 г. он был тайно погребён ночью, чтобы не дать толпам ханбалитов сорвать похороны. Хотя ханбалитский мазхаб оформился к началу XI в., обобщающие труды по ханбалитскому праву появились гораздо позднее. Главными источниками ханбалитского права являются Коран и Сунна пророка Мухаммеда. Xанбалиты признали согласие общины (иджма), но ограничили его сподвижниками Мухаммеда или первыми поколениями мусульман (саляф). Формально отрицая любые рациональные методы, они фактически узаконили применение суждения по аналогии (кияс). В отличие от ханафитов и шафиитов, которые больше придавали значение «духу» закона, ханбалиты (как и маликиты) старались следовать «букве» закона.

 



 
PR-CY.ru