ХАНБАЛИТСКИЙ МАЗХАБ

ХАНБАЛИТСКИЙ МАЗХАБ – одна из четырёх каноничных правовых школ (мазхабов) в ортодоксальном суннитском исламе. Основателем-эпонимом мазхаба является Ахмад ибн Ханбаль – один из самых известных специалистов по хадисам. Зародившись в Ираке, ханбалитский мазхаб в XI–XII вв. получил распространение на территории Леванта, который стал «второй родиной» данной школы. Из Леванта ханбализм проник в Египет, где у власти стояли шииты-исмаилиты, а господствующей правовой школой был шафиитский мазхаб. Из-за неприятия монгольских завоевателей, к XIII в. ханбалиты в значительной мере растеряли своё влияние в мусульманском мире. При жизни Ахмад ибн Ханбаль написал только один труд по мусульманскому праву, и развитием его учения занимались его сыновья и ближайшие ученики. Среди приверженцев ханбалитского мазхаба было множество выдающихся знатоков ислама, таких как Абу Бакр аль-Халлал, Ибн Акиль, Ибн аль-Джаузи, Ибн Таймия и др. Ханбалитский мазхаб является самым малочисленным по числу приверженцев среди четырёх суннитских мазхабов. Догматическо-правовая школа ханбализма является официальной в Саудовской Аравии и Катаре, значительное число ханбалитов проживает на территории Объединённых Арабских Эмиратов, султаната Оман и других государств Персидского залива. Общины ханбалитов есть в Ираке, Сирии, Египте, Палестине и Афганистане. Мазбахом называются школы шариатского права в исламе. Исторически сложилась классификация правовых школ на «приверженцев хадисов» (асхаб аль-хадис) и «сторонников независимого суждения» (асхаб ар-рай). Аль-Мукаддаси, Аш-Шахрастани, Ибн Хальдун и Ибн ан-Надим были едины в том, что ханбалитский мазхаб принадлежит к первой группе. Несмотря на это, историк и богослов Ибн Джарир ат-Табари (839–923 гг.) отказывался признавать ханбалитскую школу мазхабом, а Ахмада ибн Ханбаля – правоведом (факих). Первый этап формирования ханбалитского толка в мусульманском праве связан с Ахмадом ибн Ханбалем (780–855 гг.), который заложил основы этого мазхаба, и его непосредственными учениками, которые занимались собиранием его хадисов и юридических заключений (фетва). Ахмад ибн Ханбаль был рождён в Багдаде, но все источники указывают его родиной город Мерв (современный Туркменистан), откуда его мать приехала, будучи уже беременной. Его отец, скончавшийся вскоре после переезда в Багдад, был одним из вождей хорасанского войска Аббасидов, происходил из арабского племени шайбан. Ахмад ибн Ханбаль является одним из самых известных специалистов по мусульманским преданиям – хадисам. Ещё при жизни он был признан одним из наиболее авторитетных систематизаторов суннитского ислама, за ним закрепилось прозвище «спасителя» религии от нововведений (бидаа). Некоторые исследователи (Йозеф Шахт, Н. Дж. Коулсон) считали отправной точкой ханбалитского мазхаба составление Ахмадом ибн Ханбалем сборника хадисов «Муснад», хотя, как полагают другие исследователи, он отбирал хадисы согласно уже сформировавшимся взглядам на фикх. В ходе странствий, которые длились до 816 г., Ахмад ибн Ханбаль обучался у большого количества улемов того времени. Его первым наставником в 795 г. стал багдадский мухаддис Хушайм ибн Башир ас-Сулами (ум. 799 г.).

 



 
PR-CY.ru