ХАНБАЛИТСКИЙ МАЗХАБ - Страница 3

Единственной его работой по фикху является книга о ритуальной молитве. Записью, редактированием и передачей практически всех сочинений Ибн Ханбаля занимались его ученики и последователи, что позволяет исследователям считать сочинения периода раннего ханбализма плодом коллективного труда. Второй этап формирования связан с Абу Бакром аль-Халалом (ум. в 923 г.), который занялся дальнейшей систематизацией ханбалитского мазхаба. Также свой вклад в систематизацию мазхаба внесли Абу Хатим ар-Рази (ум. в 890 г.) и Абу Бакр ас-Сиджистани (ум. в 928 г.). Аль-Халлала исследователи справедливо называют основателем ханбализма, поскольку именно он сделал решительные шаги по сбору юриспруденции эпонима школы, написал биографический словарь ханбалитов и обучил новой доктрине своих учеников. Обновлённый мазхаб постепенно сменил «старый» ханбализм, который не смог стать серьёзным соперником в долгосрочной перспективе. Абу-ль-Касимом аль-Хираки (ум. в 945 г.) был написан «Мухтасар» – одно из самых ранних руководств по ханбалитскому праву, которое оставалось стандартным текстом среди последователей школы вплоть до XIII в. Многие ведущие ханбалитские правоведы написали комментарии к этому труду. Буиды, захватившие Багдад в 945 г. и сделавшие аббасидского халифа своим вассалом, были сторонниками шиитов и мутазилитов, с которыми враждовали ханбалиты. Посредством преподавания и публичных выступлений ханбалиты активно пропагандировали традиционалистское учение. Халиф аль-Кадир, опираясь на ханбалитских богословов и их отряды милиции (ааййарун), сумел организовать независимую от Буидов религиозную полицию в Багдаде. В 1018 г. халиф опубликовал «Кадиритский символ веры», вдохновлённый ханбалитским учением, который пытался сделать стандартным для ортодоксальных мусульман. Этот документ является первым в своём роде и неоднократно читался публично на протяжении XI в. Альянс халифа аль-Кадира и его преемника аль-Каима с консервативными ханбалитами привёл к насилию между суннитскими и шиитскими милициями Багдада. Несмотря на то, что Багдад был родиной ханбалитского мазхаба, этой школе не удалось стать главенствующей в этом городе, поскольку до этого там закрепился ханафитский мазхаб, который был официальной правовой школой в Аббасидском халифате. Один из периодов расцвета ханбалитского мазхаба в Ираке связан с Абу Йала аль-Фарра (ум. в 1066 г.), который занимал пост верховного шариатского судьи (кади) Багдада и Харрана во время правления халифа аль-Каима (1001–1075 гг.). Также в этот период существенный вклад в развитие мазхаба сделали Ибн Батта (ум. в 997 г.) и Ибн Хамид (ум. в 1012 или 1013 г.). Труд «аль-Ибана», написанный Ибн Баттой, в течение многих веков оставался источником для вдохновения и руководством для ханбалитов. В течение всего Средневековья ханбалиты как приверженцы суннитского «правоверия» не раз становились во главе массовых городских движений. По сообщениям Ибн аль-Асира, ханбалиты Багдада нападали на чиновников и простолюдинов, выливали найденное вино, избивали певиц и разбивали музыкальные инструменты, препятствовали купле-продаже запретного (харам), запрещали мужчинам и женщинам ходить вместе. Если они видели что-то подобное, то избивали провинившегося и везли к блюстителям порядка, где свидетельствовали против обвиняемого.

 



 
PR-CY.ru