ЖУРНАЛЫ ЦЕРКОВНОПЕВЧЕСКИЕ - Страница 17

Цель журнала, по определению редакции, – «дать любителям церковного пения возможность ознакомиться с его историческим происхождением и современным положением как в старообрядчестве, так и вне его». С 1910 г. преобразован в более общий по содержанию журнал «Старообрядческая мысль», который имел приложение «Церковное пение», выходившее с 1910 по 1915 гг. C №8 за 1910 г. издавался в Москве. Темы публикаций – история и теория знаменного пения, проблемы современного состояния старообрядческих хоров, народное образование, обзор певческих книг, информация о концертах и др. Периодически печатались письма читателей и ответы редакции, некрологи об известных деятелях певческого искусства. В качестве приложения предлагались за дополнительную плату певческие книги этого же издательства (для старообрядцев поповского согласия). В журнале сотрудничали Лука Вонифатьевич Быстров, Яков Алексеевич Богатенко, Григорий Максимович Карабинович, Е.Т. Поспелов, С.И. Быстров, И.Ф. Пучков, П.В. Цветков, дьякон Фёдор Гусляков, И.С. Карпов, А. Лебедев, автор под псевдонимом Поморец (как полагают исследователи, Василий Захарович Яксанов) и др. В журнале публиковались статьи, посвящённые теоретическим основам знаменного пения («Крюковое осмогласие» и «Церковное знаменное пение» Поспелова, «О «крюках» знаменного роспева» Л.В. Быстрова), статьи о демественном распеве («О демественном пении» С.Г. Алексеева, «Забытый распев» Л.В. Быстрова). Печатались проблемные статьи о хомовом и наречном пении, например, Е.Т. Поспелова «Два напева», С.И. Быстрова «Взгляд протопопа Аввакума на «хомовое» пение», дьякона Фёдора Гуслякова «Хомовое или наречное». В нескольких номерах обсуждалась тема аненаек в знаменном распеве: «Нененайки» Е.Т. Поспелова, «А не не не на а ни» П.В. Цветкова, «Анененайки» священника Ивана Шадрина, «К вопросу о пении “нененаек”» Я.А. Богатенко. В №3 и 12 за 1909 г. была опубликована статья С.В. Смоленского «Об указаниях оттенков исполнения и об указаниях музыкально-певческих форм в крюковом письме». Исследователи считают примечательными публикации, посвящённые описаниям певческих рукописей, например, А. Лебедева «Сведения о рукописях знаменного пения», Я.А. Богатенко «Певчая азбука прошлого столетия», и современным изданиям певческих книг (статьи Л.Ф. Калашникова «Наш ответ», «О издании книг», Кушнова «К вопросу о пересмотре певчих книг», Л.В. Быстрова «К вопросу о певческих книгах»). Частой темой для заметок и очерков было современное состояние старообрядческих хоров (например, «Поморца» «К современному положению хорового знаменного пения в старообрядческих приходах»); нередко подвергалось критике клиросное пение (например, Сметанина «Хорошо ли?», автора с подписью «Х.» «Молитва или праздное развлечение?»).

 



 
PR-CY.ru