ЖУРНАЛЫ ЦЕРКОВНОПЕВЧЕСКИЕ - Страница 13

Публиковались материалы о положении певчих. Так, сообщалось, что певчие церкви братства св. Серафима Саровского в Санкт-Петербурге и Варваринской церкви в Тамбове бастовали по причине отсутствия платы и т.д. В статье «Духовенство и церковная музыка» Е. Вишин критиковал безграмотность духовенства в вопросах церковного пения и предлагал ввести изучение истории и теории церковного пения в духовных академиях. Отрицательную оценку деятельности духовенства дал председатель Саратовского певческого общества Никодим Михайлович Дмитриев в статье «Audiatur et altera pars». Ответом на критику стала статья «Из жизни», в которой сообщалось о том, что священники заняты воцерковлением и борьбой с сектами. Исследователи полагают, что благодаря публикациям в журнале с 1910 гг. положение церковного пения в епархиях изменилось в лучшую сторону, что было отмечено в периодике. В статье «Из жизни» К. Казанский подробно описал речь Тихвинского епископа Андроника (Никольского) на епархиальном съезде духовенства Смоленска о мерах по улучшению церковного пения (установление цензуры для церковных сочинений, сохранение древних распевов, исполнение стихиры певчески, а не читком, и т.д.). Впоследствии в журнале в рубриках «Известия и заметки» и «Корреспонденции» сообщалось о положительных результатах в этом направлении: например, в 1913 г. епископ Андроник при посещении Новгородской епархии отметил порядок в церковном пении; архиепископ Антоний (Храповицкий) в харьковском кафедральном Успенском соборе ввёл монастырские напевы, для хоров и регентов установил экзамен по знанию церковного пения; Новгородский архиепископ Арсений (Стадницкий) рассмотрел вопрос о правах и обязанностях духовенства при разрешении духовных концертов; в Одессе с введением нового устава о приходах особое внимание было уделено чтению и пению церковному, общему пению прихожан; в Черниговской епархии по инициативе архиепископа Василия (Богоявленского) была открыта церковно-музыкальная певческая школа со специальным регентским курсом для мальчиков и т.д. Журнал периодически помещал материалы о музыкальном образовании. К этому времени существовали Синодальное училище церковного пения в Москве, Придворная певческая капелла в Санкт-Петербурге, в 1907 г. там же было основано Регентское училище, а с 1908 г., согласно рекомендации первого Всероссийского съезда регентов, были организованы повсеместно регентские и регентско-учительские курсы. В этот период в журнале помещались сведения об учебно-методической литературе, статьи известных деятелей церковного пения. Например, были опубликованы многие статьи Николая Михайловича Ковина, выпускника Синодального училища, регента, преподавателя Регентского училища, в том числе исторический очерк «Регентское образование» и «Заметки регента», статья «Управление хором» С.В. Смоленского, в которой отражены идеи его несохранившейся программы по обучению регентов, заметки Николая Ивановича Компанейского о неграмотных выпускниках капеллы и Синодального училища «Где же «тормоз»?», ряд заметок «Управление хором» (с музыкальными примерами и схемами) и др. Актуальными были статьи о вокальной работе с певчими, например, Д.И. Зарина «Что такое музыкальный слух?», О.С. Мееровича «Узелки голосовых связок».

 



 
PR-CY.ru