Словарь по христианству В ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО

ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО

ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО – искусство государства IV–XV вв., возникшего в результате распада Римской империи (395 г.) в её восточной части (Балканский полуостров, Малая Азия, Юго-Восточное Средиземноморье). Название происходит от города Византий – города в Малой Азии на берегу Боспора Фракийского, пролива, соединяющего Чёрное и Средиземное моря (ныне Стамбул), на месте которого римский император Константин I Великий (306–337 гг.) в 330 г. основал столицу империи, переименовав город в Константинополь. В отличие от западной части Римской империи Византии удалось избежать опустошительных набегов варваров. Она осталась главной хранительницей античного наследия, центром науки и культуры. Византийское искусство – историко-региональный тип искусства, входящий в исторический тип средневекового искусства. Его сложение происходило в тех областях Восточной Римской империи, где античное, греко-эллинистическое искусство издавна соприкасалось с древней художественной традицией культур Переднего Востока. Поэтому наряду с греческими и римскими в Византии творчески перерабатывались элементы художественной культуры Ирана, Сирии, Древнего Египта и других стран. В Константинополе в IV–V вв. сосредоточились многочисленные античные памятники, привезённые из различных древних центров; здесь сливались элементы художественных культур разных народов, постепенно вырабатывались новые формы искусства. Сам облик города с его обширными площадями, украшенными триумфальными колоннами, увенчанными статуями императоров, с акведуками, доставлявшими пресную воду из далёких источников, цистернами и термами напоминал античный Рим. Этот сложный сплав преобразовался в самобытный художественный стиль византийского искусства, тесно связанный с христианским вероучением (в 325 г. христианство стало государственной религией Римской империи). В византийском искусстве тесно переплелись утончённая декоративность и пышная зрелищность, условность художественного языка и глубокая религиозность, эмоциональность и догматизм, экспрессия и философская глубина, служение высшему началу и восхищение красотой мира. Новые формы искусства проявились уже в живописи римских катакомб; такого же рода стенные росписи встречались и в странах Переднего Востока. В IV–VI вв. ряд областей Переднего Востока становится центром создания новой христианской иконографии, причём эта иконография выступает в двух проявлениях: в одних произведениях чётко обнаруживаются традиции греко-эллинистического искусства, в других, созданных в монастырях и иных христианских центрах Сирии и Палестины, – традиции сирийского искусства. Одновременно в христианском искусстве восточных провинций выявляются течения, представляющие собой своеобразную оппозицию искусству господствующей церкви. В 395 г. после смерти императора Феодосия I Великого (379–395 гг.) Римская империя окончательно раскололась на Западную и Восточную. Перенос императорской резиденции на границу Европы с Азией был вынужденной мерой: западные провинции истощались непрерывными войнами, а восточные процветали. Исследователи полагают, что со временем Константин I Великий собирался возвратиться в Рим. Но вряд ли он мог предположить, что «Вечный город» будет захвачен варварами, а после свержения последнего императора Ромула Августа в 476 г. царём Одоакром Западная империя падёт, а Восточная просуществует ещё целое тысячелетие, вплоть до захвата Константинополя турками в 1453 г. Государства под названием «Византия» никогда не существовало. В Средневековье она называлась Romania и считалась официальной преемницей императорского Рима (сами византийцы называли себя ромеями, а свою культуру – ромейской). Император – «Басилевс ромеев» (от греч. «basyleos» – «правитель, царь») – объявил себя также и верховным жрецом, как римский кесарь – верховным понтификом (лат. «pontifex» – «жрец»). Это нашло отражение в официальном искусстве Константинополя, выражавшем идеи культа «басилевса ромеев» как космократора (греч. «kosmokrator» – «держитель», «повелитель Вселенной»). В истории византийской культуры исследователи обычно выделяют несколько периодов: раннехристианский, период так называемой предвизантийской культуры (I–III вв.); ранневизантийский период, «золотой век» императора Юстиниана I Великого (527–565 гг.), вошедший в историю архитектурой храма Святой Софии в Константинополе и равеннскими мозаиками (VI–VII вв.); иконоборческий период (VIII – первая половина IX вв.); период Македонского Возрождения (867–1056 гг.); период консерватизма при императорах династии Комнинов (1081–1185 гг.); период Палеологовского Ренессанса, возрождения антикизирующих тенденций и эллинистических традиций (1261–1453). Искусство каждого из этих исторических периодов настолько отличается по содержанию и формам от других, что требует отдельного рассмотрения. Значительные трудности для исследователей представляет и определение географических границ понятия «византийское искусство».

 



 
PR-CY.ru