ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО - Страница 10

В это время вновь стали создаваться произведения, проникнутые духом античности. Уходила в прошлое строгая каноничность, усиливалась эмоциональность, психологичность изображений. Появлялись портретные образы в мягкой, чувственной моделировке лиц и фигур. На фресках и мозаиках замелькали пейзажные и бытовые детали. Для исследователей до сих пор остаётся необъяснимым, каким образом в этот столь критический период византийское искусство нашло в себе силы для нового подъёма. Создаётся впечатление, что за время «никейского изгнания» была накоплена громадная национальная энергия, которая теперь, с отвоеванием Константинополя, проявилась в блестящем творчестве, приведшем к созданию нового стиля. В период Палеологовского Ренессанса расцвёл литературный жанр экфразисов (греч. «ekphrasis» – «описание») – описаний произведений изобразительного искусства, в которых гармония живописи сравнивалась с музыкой. Искусство Византии в этот период открыло многое из того, чего не знала античность, и без чего невозможно было бы Итальянское Возрождение. Поэтому искусство периода Палеологов справедливо называют классицизмом и возрождением. Шедеврами мирового искусства являются мозаики – «Деисуса» в южной галерее храма Святой Софии в Константинополе (конец XIII в.) и в церкви Кахрие-Джами (XIV в.). Знаменитым мастером этого времени был Феофан, покинувший Византию, с 1378 г. работавший в Новгороде и прозванный «Греком». В конце XIII – начале XIV в. на Афоне творил выдающийся живописец Палеологовского Ренессанса салоникской школы Мануил Панселин. Влияние Византии на искусство Запада и Востока было продолжительным, в том числе в течение столетий после падения Константинополя. Византийские мастера работали в Италии – в Равенне, Венеции и на о-ве Сицилия. Византийское искусство существовало на Балканах и в Закавказье; в 301 г. христианство приняла Армения, в 337 г. – Грузия, в 865 г. – Болгария, в 988 г. состоялось крещение Руси князем Владимиром Святославичем. В 1510 г. при Великом князе Московском Василии III Ивановиче (1505–1533 гг.) формулируется идея «Москвы – Третьего Рима», законной преемницы Второго Рима – Константинополя. Именно на Руси были продолжены традиции византийской архитектуры и в особенности иконописи. Но в то время как в западноевропейском искусстве развивался персонализм и в стремительной формальной эволюции различных художественных направлений, течений, стилей и школ формировался характер свободной творческой личности художника, на Востоке искусство, скованное догматами православия, оставалось каноничным и имперсональным. Западноевропейские художники творчески развивали античное наследие, совершенствуя изображение пластики человеческого тела, композиционные приёмы и «осязательную ценность» формы. Древнерусские мастера, пренебрегая этой стороной, сохраняли мифотворческое, аскетичное начало христианского искусства, лишь в небольшой степени оживляя его языческими пристрастиями. С другой стороны, европейская живопись, выхолащивая духовное содержание, с течением веков становилась все более гедонистичной. Восточноевропейская эллинистическая традиция сохранила религиозную духовность. В европейском искусствознании с начала деятельности первых Академий в XVI в. до начала XX в. искусство Византии оценивалось негативно.



 
PR-CY.ru