ВЕЧЕРНЯ - Страница 4

Несмотря на авторитет практики Святой Софии, уже к XI в. богослужение с использованием палестинского Часослова стало настолько распространено, что даже в храме Святой Софии песненное последование сосуществовало с ним. Оно прекратилось в Константинополе после 1204 г., когда город был захвачен крестоносцами. Ещё некоторое время оно отчасти сохранялось в соборной практике в Фессалонике, о чём в начале XV в. писал Симеон Солунский, но после падения Византии оно окончательно исчезло. Однако часть его молитв и ектений остались во всеобщем употреблении, будучи распределены по последованиям вечерни и утрени в рамках палестинского Часослова. Большинство из древних константинопольских молитв вечерни доныне сохраняется в практике. В начале вечерни по уставу прочитываются подряд семь молитв – шесть из восьми молитв первой части и молитва «отпуста» песненной вечерни; во время входа – молитва входного (восьмго) антифона первой части песненной вечерни; перед стиховными стихирами – главопреклонная молитва песненной вечерни. Вечерния по-прежнему соединена с литургией во многие из тех дней, когда это предписывалось Типиконом Великой церкви; сохраняется и коленопреклонение на вечерню Пятидесятницы (в составе которой наряду с обычными восемью и поныне читаются (вместе с коленопреклонными) ещё три из шестнадцати молитв песненной вечерни). Главными частями вечерни по палестинскому Часослову являются предначинательный псалом (Пс. 103), «Господи, воззвах» (Пс. 140 с прибавлением Пс. 141, 129, 116), «Свете тихий», «Сподоби, Господи» и «Ныне отпущаеши». Все эти элементы (кроме Пс. 103) содержатся уже в описании вечерни, входившей в состав бдения, совершавшегося в VII в. аввой Нилом. Рассказ об этом бдении, записанный Иоанном и Софронием (предположительно Иоанном Мосхом и Софронием Иерусалимским) приводит Никон Черногорец (XI в.), а также упоминается в памятниках иерусалимского и палестинского богослужения того времени – в грузинском переводе древнего иерусалимского Лекционария, в Иадгари и др. Согласно древнейшей известной греческой рукописи палестинского Часослова, в чин вечерни входят Пс. 103; степенны (восемнадцатая кафизма палестинской Псалтири: Пс. 118–133), разделённые на три стати; «Господи, воззвах» (Пс. 140, 141, 129, 116); «Свете тихий»; аллилуиарии на каждый день недели (кроме вечера субботы); «Сподоби, Господи»; «Ныне отпущаеши»; Трисвятое. Такая вечерня, не включающая в себя ни священнических молитв и ектений, ни даже песнопений, легко могла совершаться монахами-отшельниками в своих кельях. Источники по истории палестинского монашества VI–IX вв. свидетельствуют, что многие монахи совершали все службы суточного круга у себя в кельях, собираясь вместе со всей братией в храме только по субботам, воскресеньям и праздникам. Отсутствие аллилуиария для вечера субботы в Часослове исследователи понимают как свидетельство того же. Вечерня в этом Часослове следует за девятым часом и изобразительными и предваряет службу «первого часа (ночи)», т.е. повечерие. Другая древняя рукопись Часослова IX в., как полагают исследователи, использовалась монахом, жившим не в уединении, а в общежитии, поскольку после девятого часа там сразу следует повечерие (скорее всего, эти службы совершались в келье а вечерня – в храме, вместе с братией). Ещё одна рукопись, отражающая палестинскую практику VIII–IX вв. (сирийский Часослов 1187/1188 г.) указывает для вечерни следующий порядок: Трисвятое; «Приидите, поклонимся…» и Пс. 102 (исследователи полагают, что это ошибка – Пс. 102 начинается с тех же слов, что и Пс. 103); Пс. 140; «Свете тихий» и тропари; «Ныне отпущаеши»; Богородице Дево» и тропари святым; «Господи, помилуй» сорок раз; пятнадцать поклонов; окончательная молитва. Тот же порядок суточных служб, что и в древнейших сохранившихся Часословах, перешёл в практику студийского монашества, где был дополнен новой гимнографией, находившейся в иконоборческое и послеиконоборческое время в периоде расцвета, а также заимствованными из песненного последования священническими молитвами и диаконскими ектениями. В составе вечерни изменяемые песнопения (согласно Студийскому и Иерусалимскому уставам) звучат трижды: на «Господи, воззвах» (стихиры, которые прибавляются к стихам псалмов), на стиховне (вставной элемент между «Сподоби, Господи» и «Ныне отпущаеши», состоящий из псаломских стихов и стихир), после Трисвятого и «Отче наш» (тропари). Священнические молитвы вечерни и утрени во многих рукописях студийской эпохи распределены по службе (аналогично песненному последованию), по Иерусалимскому уставу большинство молитв читается сразу в начале вечерни (во время Пс. 103), самостоятельное значение имеют лишь входная и главопреклонная молитвы. Порядок вечерни по различным редакциям Студийского и Иерусалимского уставов (в том числе и по принятым ныне в православной церкви редакциям Иерусалимского устава), несмотря на различия между ними, в целом один и тот же.

 



 
PR-CY.ru