ВЕЧЕРНЯ - Страница 5

Во весь год (за исключением некоторых особых дней, например, Страстной седмицы) вечерня начинает литургическую тему нового, наступающего дня (тогда как предшествующий ей девятый час закрывает тему дня уходящего). Вечерня предваряется девятым часом, за вечерней следуют вечеря (ужин) и повечерие. Связь вечерни и вечери указывает на преемство между раннехристианской традицией общинных трапез и позднейшей практикой православной церкви. По Иерусалимскому уставу вечерня может входить также в состав всенощного бдения. Вечерня должна служиться каждый день, что и бывает в монастырях и в тех приходских храмах, где богослужения совершаются ежедневно. По современному русскому Типикону, являющемуся поздней редакцией Иерусалимского устава, есть два главных вида вечерни – вседневная и великая. Вседневная вечерня должна совершаться накануне седмичных дней и субботы в тех случаях, когда на них не выпадает никакого праздника. Великая вечерня должна совершаться вечером в субботу (под воскресенье) и накануне праздников, начиная с полиелея. Славословные праздники, кроме Господских, имеют вседневную вечерню. Господские славословные и даже некоторые шестеричные праздники (1, 13 и 15 сентября, 26 декабря, 7 января, Преполовение Пятидесятницы и Духов день, 7 августа, а также все дни Светлой седмицы и Вознесение Господне) – великую. Обычное уставное время начала вечерни – до заката, так что вечеря бывает примерно во время захода солнца. Однако вечерня в составе всенощного бдения должна начинаться после заката, поэтому в Иерусалимском уставе (начиная примерно с XIII в.) бдение предваряется ещё одной, дополнительной вечерней, которая называется малой вечерней. Она призвана занять то время перед вечерей, которое в другие дни всегда занято вечерней, совершается по тому же чину, что и вседневная, но имеет следующие особенности: во время Пс. 103 не читаются светильничные молитвы; отменяются все ектении (только в конце, перед отпустом, прибавлена сокращённая сугубая ектения, названная в уставе «малой»); кафизма отсутствует; на «Господи, воззвах» поются только четыре стихиры; прокимен поётся с одним стихом. В приходской практике малая вечерня обычно не совершается (или совершается только по престольным праздникам). В некоторые дни вечерня соединяется с литургией: с литургией Преждеосвящённых Даров во все дни совершения той, а с полной литургией – в навечерия Рождества Христова и Богоявления (если они не попадают на субботу или воскресенье); в Великие четверг и субботу; на Благовещение, если праздник приходится на седмичные дни Постной Триоди. В армянском обряде вечерня имеет следующий порядок: «Отче наш» (в качестве обычной начальной молитвы); Пс. 54:17–18 и Пс. 85; воззвашные псалмы (Пс. 139–141); гимн (на воскресной службе – «Свете тихий»), предваряемый двукратным «Аллилуия»; молитва благословения вечернего света; ходатайственные моления; прокимен; ектения (содержащая, в том числе, прошение о «мирном ангеле») с молитвой; вечерню заключают Трисвятое, Пс. 120 с тропарём, несколько молитв, «Отче наш» и отпуст. Как правило, вечерня совершается накануне воскресных дней, а по будням опускается. Сравнение армянского чина вечерни (как современной, так и в особенности описываемого в древних армянских источниках) с древним кафедральным иерусалимским чином вечерни указывает исследователям на зависимость первого от второго; единственное существенное отличие – Пс. 85 в начале армянской вечерни, который, как они полагают, является следом девятого часа. В восточно-сирийском обряде праздничная вечерня начинается с нескольких псалмов и гимна, являющихся следом девятого часа; затем с молитвами приносятся свечи и фимиам, поётся гимн «К Тебе, Господи»; следуют Пс. 140, 141, 118:105–112, 116, до и после которых поются аллилуйный псалом и антифон; возглашается ектения (с прошением о «мирном ангеле»); вечерня заканчивается Трисвятым с молитвой и молитвой-благословением. После вечерни бывает процессия, чин которой включает антифон, аллилуйный псалом, «Отче наш», молитву. Связь чина с древней восточной кафедральной практикой очевидна. По будням вечерня состоит из Трисвятого с молитвой, вечернего антифона, аллилуйного псалма и процессии с антифоном мученикам. В практике церкви Востока и униатской Халдейской католической церкви вечерня, как правило, совершается ежедневно. В западно-сирийском обряде центральное место вечерни занимают те же псалмы, что и в восточно-сирийском; они поются с припевами. Их предваряют начальные молитвословия, молитва дня и респонсорный псалом; после них совершается характерный для этого обряда чин каждения, сопровождаемый седрой – молитвой, в которой подчёркивается тема фимиама как чистого приношения. После гимнов со стихами псалмов, перемежаемых молитвой каждения, бывает молитва-песнопение просительного характера и поётся аллилуйный псалом (на вечерни под воскресенье читается и Евангелие), в конце – молитва и благословение. Вечерня обычно служится ежедневно, предваряемая девятым часом.

 



 
PR-CY.ru