ВЕЧЕРНЯ

ВЕЧЕРНЯ – церковная служба, совершаемая в вечерние часы, чин которой был установлен в первые времена христианства; одна из главных служб суточного круга в христианской церкви. Обычное время её совершения – около девятого часа дня, считая от восхода солнца, т.е. примерно время заката. В Ветхом Завете вечернее богослужение (так же, как и утреннее) заключалось в ежедневном жертвоприношении в Иерусалимском храме (Исх. 29:38–39, 41), к которому по субботам и праздникам прибавлялись дополнительные жертвы. В дополнение к двум ежедневным принесениям жертвенных животных каждый день совершалось принесение фимиама (Исх. 30:1, 7–8). Помимо жертв, обрядовое законодательство Ветхого Завета предписывало зажигать по вечерам свет в храме и поддерживать его горение в течение всей ночи (Исх. 27:20–21; Лев. 24:2–3). Обряд возжигания светильника мог сопровождаться особым чином. Одной из важнейших составляющих ветхозаветного богослужения были, несомненно, вечерние жертвоприношения животных и фимиама. Вместе с тем в книгах Премудрости и у пророков появляется учение о том, что молитва может заменить собой жертву (Пс. 140:1–2). Со времени возникновения христианства ветхозаветные жертвы утратили своё прообразовательное значение (тем не менее, христиане из иудеев в течение некоторого времени продолжали посещать храм, о чём неоднократно говорится в книге «Деяний апостолов»), а с разрушением Храма в 70 г. и вовсе прекратились. Впоследствии описания ежедневных жертвоприношений вошли в трёхдневные службы иудейского богослужения. Исследователи не находят подтверждений тому, что порядок ежедневных жертвоприношений в ветхозаветном Храме оказал влияние на формирование христианской системы служб суточного круга в I–IV вв., считая маловероятным, что на христианское богослужение оказала сколько-нибудь значимое влияние и синагогальная практика, в I–III вв. ещё сама находившаяся в стадии первоначального становления. Однако они говорят о параллелях между некоторыми ветхозаветными и христианскими обычаями. В частности, это относится к христианскому обычаю благословения вечернего света, который, хотя и имеет, возможно, античное происхождение, напоминает ежедневное возжжение лампад в ветхозаветном Храме. Особое значение в последовании вечерни получил и Пс. 140 (см. «Господи, воззвах»), входящий в состав этой службы в большинстве христианских традиций. Среди христиан с самого начала существовал обычай возносить Богу молитвы в определённые времена суток, однако из-за скудости источников исследователям трудно сделать выводы о составе этих молитв. Самые ранние сведения, содержащиеся в Новом Завете, в книге «Дидахе» и других памятниках старше середины II в., о молитвах в течение суток, которые, как правило, относятся к практике личной, а не общинной молитвы. Единственное исключение – письмо Плиния к императору Траяну, где упомянуты вечерние собрания христиан для общей трапезы. Апологет Тертуллиан, писавший в конце II – начале III в. в Северной Африке, упоминает агапу – вечернее собрание христиан для молитвы и вкушения пищи. Похожие трапезы описываются и в других памятниках III в., поэтому в литературе распространено мнение, что агапа (проводившаяся по особому чину вечерняя трапеза) была одним из основных видов богослужебных собраний христиан первых веков. Но описания трапез в раннехристианских памятниках очень разнообразны, а термин «агапа» в значении именно вечерней трапезы встречается только у Тертуллиана (в других памятниках это слово употребляется в различных и, как правило, неясных значениях). К III в. относятся и первые подробные описания ежедневного круга суточных служб христиан. Например, в «Апостольском предании» (III в.) даётся не только перечень молитв в течение суток: после пробуждения от сна; в начале дня; в третьем, шестом и девятом часах дня (считая от восхода солнца); перед сном; среди ночи; при пении петуха, но и их толкование, в частности, вечерняя молитва девятого часа посвящена воспоминанию пришествия Христа в мир для спасения человечества, а также воспоминанию Его Крестной смерти и прободения Его ребра. Исследователи считают, что большинство из описанных в «Апостольском предании» служб являются личными молениями. С церковным собранием соотнесена лишь служба в начале дня, однако служба девятого часа названа «большим молением и большим благословением», что указывает на её превосходство над прочими суточными службами (кроме службы в начале дня). Это значение вечерняя служба сохранила и впоследствии: к концу IV в., когда суточный круг церковных богослужений уже в основном сформировался в том виде, в каком он существует и в настоящее время, вечерня и утреня были в нём главными службами. Исследователи указывают, что в главах 25–30 «Апостольского предания» описана общая вечерняя трапеза, которая кроме вкушения пищи включает пение псалмов, благословение неевхаристических хлеба и чаши (если за трапезой присутствует клирик).

 



 
PR-CY.ru