ВЕЧЕРНЯ - Страница 7

В некоторые праздники псалмодия варьировалась (например, вторая вечерня Рождества Христова начиналась с Пс. 109–111, а затем вместо Пс. 112 и 113 звучали Пс. 129 и 131). Таким образом, принцип использования избранных псалмов до некоторой степени всё же соблюдался. Каждение связывалось с Пс. 140, а ходатайственные прошения произносились ежедневно. Исследователи также считают, что вслед за монашеской псалмодией следовали три основные составляющие древней кафедральной вечерни: возжжение светильника, вечерний Пс. 140 с каждением, моление. Исследователи подчёркивают, что существенное отличие в понимании вечерни на Западе и на Востоке состоит в том, что в римском обряде вечерни, кроме вечерни под воскресенья и праздники, которые имеют две вечерни – «первую» (вечером накануне) и «вторую» (в сам день праздника), не считается первой службой нового литургического дня. Кроме того, на Западе вечерня, как и другие службы суточного круга, вне монастырей превратилась из общественной службы фактически в частную молитву, обязательную только для клириков и, как правило, вычитываемую дома (миряне при желании также могли читать дома Бревиарий). Однако из всех служб суточного круга вечерня сохраняла значение общественной в наибольшей степени, что выражалось в её частом совершении на приходах и в том, что большой популярностью на Западе пользовался Vesperrale –  книга, содержащая последование и изменяемые тексты вечерни. Исследователи полагают, что латинские песнопения (в том числе на вечерню) начали появляться со времени Медиоланского епископа Амвросия Аврелия (334/340 – 397 гг.) и были настолько тесно связаны с его именем, что родоначальник западного монашества Бенедикт Нурсийский (около 480 – 547 гг.) называл их «амвросианскими». В Бревиарии гимны стали включать только с XII в. В 1912 г. по инициативе папы Пия X (1903–1914 гг.) римский Бревиарий был реформирован, но структура вечерни почти не была изменена. Радикальное изменение вечерня (так же как и другие службы суточного круга) претерпела после второго Ватиканского собора (1962–1965), когда традиционный римский Бревиарий был фактически отменён и заменён так называемой Литургией часов (Liturgia horarum). Общие принципы реформы выражены в конституции Sacrosanctum Concilium от 4 декабря 1963 г. Первое издание Liturgia Horarum (1971–1972 гг.) было утверждено конституцией папы Павла VI (1963–1978 гг.) Laudis Canticum от 1 ноября 1970 г. Современная римская вечерня начинается со стиха Пс. 69:1, затем следуют гимн, два псалма и библейская песнь из Нового Завета. Эти части изменяются по 4-недельному циклу и задуманы как подходящие к вечерне. Далее звучит краткое либо пространное библейское чтение. Вслед за чтением поётся краткий респонсорий и песнь Magnificat с антифоном. Службу завершают ряд ходатайственных молитв, «Отче наш», коллекта и благословение. Традиционная форма бенедиктинской вечерни сохраняется только в некоторых монастырях. В приходской практике вечерня, как правило, сразу переходит в вечернюю мессу. Чин благословения вечернего света имеет большое значение в службе пасхального бдения, которое со времён Средневековья и до второго Ватиканского собора совершалось в Великую субботу утром, ныне же возвращено на исконное место. Кроме римской в практике католиков латинского обряда ещё сохраняются древние испано-мосарабский и амвросианский обряды. Службы суточного круга в них, как полагают исследователи, первоначально не имели продолжающейся псалмодии. Эти чины начинаются с пения псалма, сопровождающего обряд возжжения светильника, могут звучать также другие песнопения и молитвы, в том числе «Отче наш». Амвросианский чин претерпел сильное римское влияние и вместе с римским был реформирован после второго Ватиканского собора. В период Реформации службам суточного круга уделялось много внимания, поскольку они содержат библейские чтения и их объяснение. Лютеране и англикане сохранили регулярно совершаемые суточные службы. Лютеранская вечерня была основана на средневековом римском чине, но количество псалмов сокращено до трёх, увеличен объём чтений из Библии, введена обязательная проповедь. Служба в значительной степени воспринималась в качестве назидательной и постепенно в большинстве мест стала отмирать, за исключением вечерни в воскресенье.

 



 
PR-CY.ru