ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - Страница 3

Богослужение на Введение состоит из малой вечерни, всенощного бдения (с литией), часов и литургии. Устав службы практически не отличается от устава других двунадесятых Богородичных праздников (Рождества Богородицы и Успения). После каждой песни канона утрени в качестве катавасии используются ирмосы первого канона Рождества Христова. Со дня Введения во храм Пресвятой Богородицы начинается рождественская катавасия, и с этого времени в богослужении некоторых дней ноября и декабря есть черты предпразднества Рождества. Устав служб попразднества не имеет значительных отличий от попразднеств других праздников. Поются песнопения как с первого дня праздника, так и собственные песнопения дней попразднества. 23 ноября последование праздника может соединяться с последованием князя Александра Невского, устав службы в современном «Типиконе» отсутствует (в старопечатных «Типиконах» этот устав выписывался). В день отдания Введения во храм Пресвятой Богородицы (25 ноября) последование Введения соединяется с последованиями Климента Римского и Петра Александрийского, что составляет отличительную особенность отдания Введения по сравнению с другими, т.к. обычно в такие дни последования «дневных святых» не поются. В остальном служба отдания не отличается от других: повторяются песнопения праздника с первого дня, только отсутствуют вход на вечерне с паремиями и полиелей на утрене. В конце утрени поётся великое славословие. «Типикон», принятый в настоящее время в Русской церкви, в рамках цикла Введения во храм Пресвятой Богородицы имеет несколько Марковых глав (особых, составленных и собранных монахом Марком правил церковного устава, определяющих порядок церковной службы в неподвижные праздники, приходящиеся в разные дни Великого поста и Пятидесятницы; их задача состоит в том, чтобы в данный праздник соединить пение Минеи (т.е. праздничное) с пением Триоди постной или цветной), описывающих соединение с воскресной службой предпразднества, праздника, попразднества и отдания. При совпадении попразднества или отдания с воскресным днём служба одного из святых оставляется. Другие две главы имеют в целом то же содержание, что и аналогичные главы для других праздников. Современный греческий приходской «Типикон» протопсалта Георгия Виолакиса (около 1820 – 1911 гг.) предписывает совершение полиелейной службы без литии (всенощное бдение отсутствует). Порядок праздничной службы сохраняется примерно тот же, что и в современном русском «Типиконе». Живописные каноны изображения Введения окончательно сложились к концу XIV в. По сравнению с готической и особенно ренессансной иконографией, тяготевшей к многофигурным композициям со сложно выстроенной перспективой  и городскими пейзажами, восточно-православный канон сохранил древние черты условности, простоты и лаконичности. Введение в составе цикла жития Богородицы может располагаться в алтаре (собор Святой Софии в Киеве, церковь Успения Богородицы монастыря Грачаница), в наосе (церковь Богоматери Перивлепты в Охриде, Кралева церковь в монастыре Студеница), в параклисе (церковь Спасителя в монастыре Жича, церковь вмч. Георгия в Старо-Нагоричино), в западном компартименте под хорами (собор Мирожского монастыря), в нартексе (церковь Успения Богородицы в Дафни, монастырь Хора). Как отдельное событие, литургически вспоминаемое и празднуемое церковью, Введение изображено на миниатюре Минология Василия II (древнейший сохранившийся иллюстрированный византийский манускрипт в жанре житийной литературы), на иконах в составе праздничного ряда иконостаса (фрагмент эпистилия, XII в., монастырь Ватопед; фрагмент эпистилия, конца XII в., монастырь вмц. Екатерины на Синае; икона начала XIV в., монастырь Хиландар; икона из Кирилло-Белозёрского монастыря, 1497 г.), а также в монументальных росписях, где композиция представлена как самостоятельный сюжет.

 



 
PR-CY.ru