ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - Страница 4

Иконография Введения и принципы расположения этой композиции в системе храмовой росписи, соотношение её с другими богородичными сценами и сценами земной жизни Христа соответствует основным темам песнопений службы праздника. Важнейшая из них – тема Богородицы как одушевлённого храма, вместившая невместимого Бога. Композиция представляет собой процессию, направляющуюся к храму в виде кивория на тонких колонках, находящегося внутри невысокой ограды. В открытых (иногда затворённых) дверях ограды, которые напоминают царские врата иконостаса, навстречу Богородице склоняется первосвященник Захария, за которым виден церковный престол. Изображение распахнутых или закрытых врат соотносится с песнопениями службы, которые называют Богородицу «Двере Господня». Этот эпитет Богородицы основан на видении пророком Иезекиилем таинственного храма, затворёнными дверями которого входит и выходит Господь. Данное пророчество, которое читается в качестве паримии на службе Введения, является прообразом приснодевства Богородицы. В памятниках IX–XIII вв. во главе процессии вслед за Богородицей изображаются Её родители, которые вручают Её священнику как дар, обещанный Богу; за Иоакимом и Анной – девы, держащие в руках горящие свечи. Такое построение композиции соответствует теме прославления Богородицы как чистой жертвы Богу, понимаемой как приготовление, прообраз той жертвы, которую принесёт Сам Господь. Не случайно в системе храмовой росписи нередко сопоставляются композиции «Введение во храм» и «Сретение Господне». В церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (1199 г.) эти сцены представлены рядом на северной стене, в церкви святителя Николая на о-ве Липно (Новгород, 1299 г.) – друг напротив друга, на северной и южной стенах вимы. Большие по размеру композиции «Рождество Богородицы» и «Введение во храм», занимая важнейшие места в системе храмовой декорации, выстраиваются в один смысловой ряд со сценами «Рождество Христово» и «Сретение» (церковь св. Пантелеимона в Нерези, Македония, 1164 г.); церковь прп. Ахиллия, еп. Лариссы в Арилье (Сербия, 1296 г.); собор Рождества Богородицы в Снетогорском монастыре (1313 г.), а также со страстными сюжетами (церковь св. Феодора Стратилата на Ручью  Новгороде (1380–1390 гг., где Введение расположено под Распятием на восточной стене южного рукава креста). В эпоху Палеологов в иконографии Введения акцент смещается в сторону евхаристического понимания события: Иоаким и Анна изображаются замыкающими шествие (Кралева церковь в монастыре Студеница), девы со свечами окружают Богоматерь, Которая тоже иногда изображается со свечой в руке. В сцене питания Богоматери, сидящей на ступени Святого Святых и слетающим к Ней с небес Ангелом, евхаристическое значение эпизода подчёркивается размером хлебца и чётким изображением на нём креста (Хиландар). Эта тема также продиктована песнопениями службы Введения: «Небеснымъ воспитана Дево хлебомъ верно въ храме Господни, родила еси мiру жизни хлебъ, Слово». В росписи притвора Боянской церкви (Болгария, 1259 г.) Богоматерь в сцене питания небесным хлебом представлена стоящей рядом с ангелом за престолом в Святая Святых. В росписи алтарного свода Успенского собора Московского Кремля (1642–1643 гг.) Введение изображено в интерьере пятиглавого храма, а ветхозаветное Святая Святых представлено как алтарь храма новозаветного, над престолом которого представлена сидящая на ступенях Богородица, к Которой слетает ангел с кадилом в руке.

 



 
PR-CY.ru