ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - Страница 5

Исследователи подчёркивают, что в целом мало изменявшаяся на протяжении веков композиция «Введения во храм» иногда могла быть отмечена некоторыми особенностями. Так, на новгородской иконе XIV в. Введение показано в интерьере трёхглавого храма, под сводами которого висят светильники с горящими свечами. Фигурка Богоматери изображена на фоне высокого чёрного арочного проёма. За Богоматерью справа в позах молитвенного предстояния – Иоаким, Анна и девы, слева за Захарией стоит Иосиф Обручник. Появление образа Иосифа в новгородской иконе (по мнению Лафонтен-Дозонь) может быть обусловлено влиянием композиции «Обручении Марии». Например, на эпистили XII в. (монастырь Ватопед) сцены «Введение во храм» и «Обручение Марии» расположены подряд. Шатровая форма храма и висящие светильники обнаруживают сходство с шатровым киворием, украшенном светильниками в сцене «Введение во храм» в росписи церковь Панагии Аракос близ Лагудеры (Кипр, 1192 г.). В церкви Успения на Волотовом поле в Новгороде (1360 гг.) традиционная схема Введения так вписана в отведённое ей пространство, что группа дев со свечами оказывается отделённой от остальной части композиции оконным проёмом. Экспрессия образов подчёркнута позой младенца Марии, восходящей на ступень храма. Этот мотив соответствует рассказу протоевангелия, что к удивлению присутствующих Богородица самостоятельноподнялась на 15 высоких ступеней Иерусалимского храма. Особыми подробностями в изображении Введения и пребывания Богородицы во храме в сопровождении сонма ангелов отличаются миниатюры двух рукописей «Слов» византийского писателя первой половины XII в. Иакова Коккиновафского. На католическом Западе праздник повсеместно утвердился только в XIII–XIV вв. Официальное внесение в литургический календарь состоялось в 1585 г., с наименованием Представление Пресвятой Богородицы Девы Марии в храм (Praesentatio beatae Dei Genitricis Virginis Mariae in Templo). В Южной Италии, где проживало много православных греков, Введение праздновалось с IX в. Норманны, захватившие эти земли в XI в., перенесли его в Англию (например, в Календаре из Уинчестера (1100 г.) упоминается Oblationis S. Mariae in templo Domini cum esset trium annorum). Однако широкое распространение праздник получил только во второй половине XIV в. В 1340 г. французский дворянин-крестоносец Филипп де Мезьер (ум. в 1405 г.), канцлер титулярного короля Иерусалима Петра I Лузиньяна, владевшего также и Кипром (в 1359–1369 гг.), обратился к Римскому папе Григорию XI (1370–1378 гг.) с предложением официально установить празднование Введения в католической церкви (по примеру греков). Папа разрешил совершение службы Введения только в качестве вотивной службы (по желанию или по обету). С 1371 г. её регулярно служили в Авиньоне в храме братьев-миноритов. В течение XV в. особые усилия по распространению праздника во французских землях приложил король Карл V Мудрый (1364–1380 гг.) из династии Валуа, повелевший совершать службу Введения в своей придворной часовне в Париже. В 1472 г. папа Сикст IV (1471–1484 гг.) включил службу Введения в «Бревиарий» (как праздник «по желанию» для некоторых мест). Впоследствии папа Пий V (1566–1572 гг.) исключил службу Введения, но папа Сикст V (1585–1590 гг.) в 1585 г. сделал праздник Введения обязательным для Римско-католической церкви. За это время на Западе появилось семь разных служб Введения, в том числе Филиппа де Мезьера и папы Григория XI. В настоящее время праздник Введения в католической церкви считается малым, длится один день, и служба совершается без особой торжественности.



 
PR-CY.ru