«САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА» - Страница 17

Плата при заключении этого брака (лат. «reipus»), как полагают исследователи, была вознаграждением за убытки, понесённые семьёй невесты в связи с потерей рабочей силы; право на получение «reipus» имел ближайший родственник вдовы. Титул XLIV перечисляет этих родственников (каждый из них получает «reipus» при отсутствии предыдущих): 1) старший сын сестры вдовы, 2) сын её племянницы, 3) сын тёти по женской линии, 4) брат матери, 5) брат прежнего мужа, 6) ближайший родственник умершего мужа до шестой линии. Помимо «reipus’»а салическое право знает так называемый ахазиус (лат. achasius) – выкуп, который уплачивала вступавшая в новый брак вдова в размере десятой части стоимости брачного дара, и который предназначался для вознаграждения родственников умершего мужа за связанные с брачным даром убытки. Во времена издания «Салической правды» семья ещё не представляла собой исключительно тесной связи между супругами и детьми, а была совокупностью всех кровных родственников, сила и власть которой росла с количеством её членов, хотя закон уже различает более близких и отдалённых родственников. По свидетельству Тацита, у германцев дела дружбы и ненависти делались общей судьбой всех членов семьи, и вся семья как таковая требовала удовлетворения своих претензий. Преступление рассматривалось как нападение, влекущее за собой частную войну между родственниками преступника и родственниками жертвы. Обе семьи отвечают солидарно за месть и возмещение (об этих отношениях свидетельствуют титулы LVIII «О горсти земли» и LXII «О вире за убийство»). В тесной связи с семейным правом у древних германцев стоял институт соприсяжников, согласно которому сородичи взаимно были обязаны к содействию перед судом путём заверения под присягой высказываний родственников и их защиты. Домашняя община охватывала детей и, как полагают исследователи, незамужних сестёр или сестёр-вдов. Жена по общему правилу не входила в имущественную общину и не имела права наследования после умершего супруга, но у неё сохранялись сильные семейные и некоторые наследственные связи со своими собственными родственниками по крови. Нередко домашняя община распространялась и на братьев после смерти отца, очень часто на детей преждевременно умерших братьев. В «Салической правде» исследователи не нашли определённого положения об отцовской опеке над своими детьми, но некоторыми источниками засвидетельствованы права отца на получение вергельда детей и выкупа (лат.  «pretium») при вступлении в брак дочерей, а также на пользование и управление имуществом детей. Выход из семьи осуществлялся посредством эмансипации, адопции и отречения от рода. Эмансипация заключалась в отпуске сыновей из-под отцовской опеки; существенную часть этого акта составляло выделение имущества детей или снабжение сыновей предметами личного обихода, соответствующее приданому дочерей при их выдаче замуж, и дар со стороны детей, подразумевающийся как вознаграждение. По общему правилу, с эмансипацией было связано деление домашнего состояния, которое не было обязательным, поскольку отец был вправе осуществить такое деление и позже или продолжать общность имущества до своей смерти.

 



 
PR-CY.ru